Центр реставрации монументальной живописи торжественно открыли в День рождения Музея

May 19, 2015 14:40


В День рождения Новгородского музея-заповедника 18 мая была торжественно перерезана красная ленточка, открывающая Центр реставрации монументальной живописи, филиал музея, расположившийся в помещениях бывшего Антониева монастыря.

Гостями Центра уже становились участники выездного заседания Президиума Союза музеев России, кинорежиссёр Никита Михалков и другие известные лица. Но именно с этого дня уникальное учреждение начинает работать в полную силу.



Директор Департамента культурного наследия Министерства культуры России Михаил Брызгалов, впервые посетив Центр, отметил:

- Он может стать образцовым для тех районов, где только мечтают о центре реставрации. Вот планка, к которой надо стремиться. Это уникальный центр с учетом и тех работ, которые здесь производятся, и работ по подготовке здания.

Создание Центра стало возможным при большой поддержке Министерства культуры России, осуществившего мечту многих поколений реставраторов монументальной живописи. Именно Новгородскому музею-заповеднику удалось создать такое помещение, которое бы дало возможность продолжать многолетний труд по возвращению шедевров. Так, художник-реставратор Валентина Грекова, ставшая настоящим символом реставрации, призналась:

- Чтобы Министерство культуры помогло, ему тоже надо было разъяснить, каковы перспективы этого дела. И до вас никто не сумел этого достичь. Я счастлива, что наконец можно считать эту мечту воплощенной и практически начинать работу по наполнению Центра и тем, что уже воссоздано, но требует еще каких-то доработок, и тем, что еще может быть воссоздано.

В корпусах Антониева монастыря ведется работа над фресками храмов, разрушенных во время Великой Отечественной войны. Среди них  живопись церкви Михаила Архангела на Сковородке, церкви Успения на Волотовом поле, церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

- В 1940-х годах писали - Великому Новгороду никогда не возродиться, - говорит ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор Борис Ковалев. - Поскольку то, что осталось на линии фронта, навсегда ушло в небытие. Мне кажется, что все мы в детстве играли в войну. И мы мечтали победить фашистов. И то, что это прекрасное помещение открывается в год 70-летия Победы и в этот месяц, есть вклад в нашу общую Победу. Вы возвращаете не новгородцам, не россиянам, вы возвращаете человечеству то, что было утрачено тогда и, казалось, навсегда.

На открытии Центра присутствовали ученые, которые уже много лет связаны с новгородскими реставраторами общими интересами. Они знают весь путь, все невзгоды и неудачи, обретения и победы, которые предшествовали этому дню. И они высоко оценили то, что они увидели в Великом Новгороде.

- Реставрацией фрагментов у нас занимались и занимаются, - признается заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц. - Но совершенно в другом контексте, например, в Эрмитаже. Там принципиально другие масштабы, задачи и методология. Надеемся, что сотрудникам здесь будет уютно и будет пока хватать площади. Именно пока, потому что есть ощущение, что количество фрагментов будет только прибывать. Никто из нас в самых отрадных снах не мог себе представить, что кроме черно-белых фотографий и копий, увидим когда-нибудь это живым. Это настоящий подвиг и великое дело для нашей отечественной культуры. И этот Центр сможет ассоциировать, объединить всех, кто занимается средневековой живописью.




Его слова подтвердил член-корреспондент Российской академии наук, доктор искусствоведения Герольд Вздорнов и отметил будущность проекта:

- Ведь когда они еще находились в предыдущем помещении, уже тогда было ясно, что работа ширится и вовлекает в нее новых энтузиастов. Я поздравляю и Музей, и заведующую Центром Тамару Ивановну Анисимову с тем, что они осуществили свою мечту. Но в осуществлении каждой мечты есть и радость, и грусть. Казалось бы, достигнуто всё. Но я думаю, что это не так. И мы найдем еще много красивого в этой истории.

Кроме ежедневного труда по подбору фрагментов руинированной живописи, сотрудники Центра готовятся встретить летнюю Реставрационную школу № 1 - продолжение проекта, осуществлённого при поддержке Благотворительного фонда Потанина в 2014 году.



Фото Евгения Гордюшенкова

фрески, реставрация, 150 лет музею

Previous post Next post
Up