Выставка «Чудеса городецкие»

Dec 29, 2014 16:38


1 января в выставочных залах дома графини А.А. Орловой-Чесменской (Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы») откроется выставка «Чудеса городецкие» из фондов Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городецкий историко-художественный музейный комплекс». На выставке представлены более шестидесяти экспонатов: резные донца прялок, мочесники, деревянная посуда, игрушки, старинные и современные пряничные доски, а также двадцать печатных пряников, испеченных специально для экспонирования.

Городец - один из древнейших городов России.  В городе сохранилась старинная застройка - каменные купеческие особняки, деревянные дома, украшенные резными наличниками, живописная набережная, земляной вал XII века. Городец - единственный город в Нижегородской области, в котором есть хорошо обустроенный Музейный квартал. Центральное место в нем занимает краеведческий музей, небольшая часть коллекции которого представлена на выставке «Чудеса городецкие».

С незапамятных времен зимой на городецкий базар местные крестьяне, а также торговцы из соседнего Семёновского уезда свозили в большом количестве разнообразные кустарные изделия из дерева - т.н. щепной товар. С началом волжской навигации он расходился по всей России и даже шёл на экспорт в Среднюю Азию.

Среди прочего щепного товара продавались в Городце и донца прялок. В отличие от прялок из других губерний России, нижегородские были разборные, с узким гребнем и широкой дощечкой для сидения - донцем (или «дёнцем»). После работы крестьянка вынимала гребень из копыла и вешала донце на стену как украшение избы. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни. Девушки брали их на зимние вечёрки-посиделки. Часто прялки дарили на свадьбу: жених - невесте, отец - дочери. Прялка передавалась по наследству, её берегли и хранили.

С середины XVIII века городецкие мастера стали украшать осиновые донца прялок резьбой и инкрустацией (вставками) из морёного, долго пролежавшего в воде, дуба. Из дуба вырезались фигуры птиц, коней, барышень и кавалеров, затем они вставлялись в вырезанные в донцах углубления и прибивались дубовыми гвоздиками (шканиками). Темные вставки эффектно выделялись на фоне светлой поверхности донца.

В середине XIX века городецкие мастера стали переходить от трудоёмкой резьбы к более дешёвой и нарядной росписи. Сначала резные донца подкрашивались соком ягод, кореньев, позднее перешли на роспись красителями, которые разводили на столярном клее.

При переходе к росписи городецкие мастера перенесли из искусства резьбы и инкрустации много готовых, уже прочно сложившихся сюжетов. Любимыми сценами в городецкой росписи были сценки из купеческого быта: семейные праздники, застолья, чаепития, приемы гостей, гулянья кавалеров с барышнями и т. п. Были в росписи и батальные сцены. Кроме донец, расписывали мочесники, туеса, солонки, сани, дуги, поставки, глиняную посуду, детские стульчики, каталки, игрушки.

На манеру городецкой росписи повлияли иконопись, книжная миниатюра, лубок.

Расцвет городецкой росписи донец пришелся на 1870-1900 годы. Наиболее известными мастерами-донечниками в то время были братья Антон и Лазарь Мельниковы, Гавриил Поляков, Игнатий Мазин, Игнатий и Конон Лебедевы, а также Крюковы, Краснояровы, Сундуковы.

В начале XX столетия ввиду широкого распространения фабричных тканей спрос на донца резко упал, и «дёнечный промысел» стал приходить в упадок.

Советская власть стремилась поддержать и развить искусство народных художников. В 1930-е гг. мастера городецкой росписи были объединены в колхозную артель, в 1961 г. артель переведена в Городец и преобразована в фабрику «Городецкая роспись». Главному художнику фабрики  Аристарху Евстафьевичу Коновалову (1920-1993) за новые произведения в традициях городецкой росписи в 1985 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина.

Еще одно городецкое чудо - печатные пряники. Их выпечка - один из самых старых и известных промыслов Городца, берущий своё начало в XVIII веке. Его развитию благоприятствовала большая хлебная торговля, а также традиции высокого искусства резьбы. Выпечкой пряников здесь занимались несколько фамилий потомственных пряничников, преимущественно староверы: Бахаревы, Беляевы, Глазуновы, Лемеховы, Щербаковы.

В конце XIX века в Городце выпекалось более 30 сортов пряников: печёные, сахарные, сиропные, ликер, медовые, фруктовые и другие. На Нижегородской ярмарке городецкие пряники славились наравне с тульскими и вяземскими. Пряники выпекались самого разного размера: от мелких (закусочных) до аршинных (подарочных). Огромные, так называемые «битые» пряники пеклись для особо торжественных случаев - именин, свадеб, для преподношения знатным гостям. Благодаря использованию резных досок пряник был не только лакомством, но и настоящим произведением искусства. На печатных формах вырезались звери и птицы, гербы с двуглавыми орлами, различные фирменные надписи и надписи-пожелания.

Выставка будет работать по 29 марта 2015 г.

выставки

Previous post Next post
Up