Пожалуй, самая серьезная проблема, которая возникает всвязи с событиями в ХХС - это разрешения противоречия между индивидуальной позицией «отдельно взятого христианина», и позицией того же самого христианина, являющегося членом Церкви. Для индивидуальной позиции, определяющими (на мой взгяд) являются слова «прости им, ибо не ведают, что творят». В то же время, для церковной позиции определяющими являются слова «не давайте святыни псам», что (в частности) означает «не оставляйте святотатства безнаказанным». Причем противоречие усугубляется еще и тем, что в процесс неизбежно вовлекается государство.
Как исповедующий христианство человек, я не держу зла на этих женщин. Они действительно не отдавали себе полного отчета, что именно они делают. Но, в то же время, как исповедующий христианство человек, я прекрасно понимаю, и отдаю себе отчет в том, что именно они сделали: святотатство. И, как христианин, я должен как минимум желать, чтобы это святотатство было наказанным. Более того, исходя из Нагорной Проповеди (по крайней мере, из моего понимания слов Христа о святынях и псах), это моя прямая обязанность как члена Церкви - ограждать святыни от насмешек и поругания. В том числе и через наказание тех, кто это себе позволяет. При этом возникает вопрос реальных возможностей для этого. Есть ли они у меня, или у церкви? Проблема в том, что реально ни у меня, ни у Церкви нет реальных возможностей для защиты. Отделение Церкви от государства лишает Церковь реальных рычагов воздействия на допустивших святотатство людей, так как лишь государство имеет право наказывать своих граждан.
Соответственно, приписав себе эксклюзивное право наказания, государство берет на себя обязательство предоставлять защиту Церкви. В том числе и через наказание тех, кто совершает «преступление» против нее (также как против ислама, или иудаизма, или любой другой религии).
При этом главная сложность - классификация «преступления». Ведь в светском государстве и законы светские. Соответственно, ни в уголовном, ни в гражданском законодательстве не может быть классификации поступка как «богохульства», или «святотатства». Именно в этом (на мой взгляд) и заключается сложность, связанная с вовлечением государства в процесс над “Pussy Riot”. Проблема не в том, что гос-во оказалось вовлечено в этот процесс, так как гос-во было обязано это сделать. Проблема в том, как классифицировать поступок женщин в рамках светских законов.
Не будучи юристом, мне трудно дать взвешенную оценку той статье, которое гос-во применило в данном конкретном случае. Тем не менее, мне кажется, что статья за хулиганство с разжиганием религиозной ненависти - совершенно притянута за уши. В паралель стоит вопрос и о том, как классифицировать этот поступок: как уголовное, или административное правонарушение.
На мой взгляд, все эти вопросы снимаются достаточно легко, если взглянуть на суть вещей. А по сути то, что совершили эти женщины - это акт вандализма (простейшая паралель - помочиться в Вечный Огонь). Соответственно именно это и должно было бы послужить основой для классификации их поступка.
Как оказалось, вандализм - это уголовная статья. Так что, при полном отвращении к форме, приходится признать, что по сути все было верно.