Мост упал и встать не может.

Mar 04, 2018 12:36



На рубеже XIX и ХХ веков Оренбургу повезло и он стал если не окном в Европу, то полноценными воротами в Азию: благодаря экономической логике, лоббизму губернаторов Оренбуржья и росчерку пера Николая II именно через Оренбург была проложена железная дорога, соединившая европейскую и азиатскую части Российской империи. Так появилась Оренбург-Ташкентская железная дорога.
А одним из первых строений этой железной дороги стал трудяга мост через реку Урал, одной ногой расположенный в Европе, второй - в Азии.
На заглавной фотографии он в полной своей красе сразу после постройки в 1902 - 1904 гг.


1. Эта фотография с открытки 1915 года, фотограф сделал её с азиатского берега Урала и под пролетом видно начало набережной.  Мост состоял из 4 пролетов, длина одного пролета 40 саженей или около 85 метров, а общая длина - 160 саженей или 340 метров. Опоры («быки») были сооружены в 1902 году из бутовой кладки на цементном растворе, а пролёты - в 1903 году из «литого железа».


2. В 1909 - как на этой открытке - и ещё 75 лет затем машинисты локомотивов видели мост таким. А сам мост чего только не видел, особенно тяжко ему пришлось в гражданскую войну.  Известно, что в 1919 году на протяжении всех пролётов были сожжены мостовые брусья и настил. Кроме того мост подвергался артиллерийскому обстрелу.


3. Но это был в будущем, а пока с дореволюционной открытки посмотрим от моста на город Оренбургъ в розовом цвете.


4. Время шло, паровозы сменили тепловозы, грузов становилось всё больше, мост изнашивался. Давали о себе знать «раны», полученные в лихие годы.


5. Продолжение справки


6.


7.  В итоге к 1984 году было принято решение построить параллельно ещё одну железнодорожную ветку…


8. … а старый мост низвергнуть! Вернее, свалить его пролёты в Урал и потом разобрать на металлолом.


9. Более 500 тонн металла и 20 минут на всё про всё по «новой технологии», как тогда писали газеты. Такая у него судьба. Он был красив.


10. А вот и «некролог» в «Гудке».


11. Хотел сделать фотографию моста сейчас, потому что «быки», судя по снимкам со спутникам, остались на месте и держат уже новые пролёты. Но просто так к мосту не подобраться видимо, поэтому здесь как раз спутниковый снимок. Стрелкой показаны новые пролеты, которые стоят на месте того низвергнутого дореволюционного моста.


Ретро фотографии моста, а также еще более 600 фотографий старого Оренбурга, в привязке к карте (!!!) можно посмотреть здесь https://pastvu.com/p/172279 . С этого же сайта почерпнул часть фотографий. С картой очень удобно представить, как город выглядел в прошлом.
А за вторую часть и справку спасибо Егору Казакову и его подборке на Яндекс.Диске https://fotki.yandex.ru/users/ego-kazakov2014/album/537868?p=0

Надеюсь, вам было интересно. Хорошего дня!

История, мост, Мост через Урал, железная дорога, Оренбург

Previous post Next post
Up