Эволюционная полезность религии

Nov 30, 2010 13:03

На сайте STRF.RU опубликована великолепная статья Анастасии Казанцевой (asena) по лекции Александра Маркова (macroevolution) Эволюция морали, в которой, кроме всего прочего, объясняется, почему возникновение и существования такой, казалось бы, иррациональной вещи, как религия, имеет рациональное объяснение исходя из логики естественного отбора в человеческих ( Read more... )

биология, общество, религия

Leave a comment

zwilling December 1 2010, 09:40:09 UTC
Однако же я не очень понял насчёт психотерапевтической функции традиционных религий. Рудиментом чего именно является исповедь? И какие из этих религий не мотивируют паству на ценности общества, в котором они существуют?

Reply

ngc4594 December 1 2010, 10:31:45 UTC
Исповедь является рудиментом индивидуального или группового общения с духовным лицом, в процессе которого могут при необходимости достигаться изменённые состояния сознания (как крайний пример - шаманское лечение).

Reply

Мотивация ngc4594 December 1 2010, 11:01:32 UTC
Разумеется, положения господствующей религии не могут уж слишком явно противоречить ценностям общества. Но многие религии не то, чтобы прямо отрицают, но игнорируют те ценности, которые мотивируют членов общества на подчинение властной вертикали. Я имею в виду буддизм, тантризм, даосизм, а также ряд суфийских течений в исламе. Разумеется, и в христианстве были подобные эгалитарные течения, но они либо становились уделом избранных (францисканство), либо, что гораздо чаще, объявлялись ересями и жестоко подавлялись. В обществах же Востока допускался определённый идейный плюрализм, и подобные течения не только легально существовали, но подчас и преобладали.

Reply

Re: Мотивация zwilling December 1 2010, 11:12:59 UTC
А, так Вы об этой области! А я при словах о "традиционных религиях" сразу стал вспоминать греческую, римскую там, старовавилонскую - и думать, где же там хоть какая-нибудь психотерапия, когда один голый прагматизм.

Reply

И там было зерно ngc4594 December 1 2010, 11:19:37 UTC
Скажем, вакханалии и сатурналии способствовали понижению градуса психологической напряжённости в античном обществе, а элевсинские мистерии, по свидетельствам многих прошедших через них, оказывали глубокое психологическое воздействие.

Однако это тоже рудименты, под традиционными религиями я разумел более древние культы, уходящие корнями в палеолит и начальную (допатриархальную) стадию неолита. Кстати, в даосизме и тантре эта традиционная основа чувствуется очень сильно.

Reply

Re: И там было зерно zwilling December 1 2010, 11:30:06 UTC
Мистерии разные были всё же более или менее элитарными, во всяком случае, не общенародными. Скорее можно было бы вспомнить экстатические культы I-III вв., хотя это уже кризис. Ну а как там было с обрядностью такого рода в допатриархальных обществах, я совсем слабо представляю, так что ладно.

Reply

Допатриархальные сообщества ngc4594 December 1 2010, 11:44:46 UTC
О том, как это было десятки тысяч лет назад мы, конечно, вряд ли узнаем во всех подробностях, однако, к счастью, до сих пор существуют народы, практикующие такие культы практически в неизменном виде. Это индейцы Амазонии, ряда местностей Мексики, нашего Крайнего Севера, бушмены и аборигены Австралии. Для всех этих народов характерно использование в ритуалах изменённых состояний сознания, часто вследствие употребления психоактивной флоры.

Reply

Re: Допатриархальные сообщества zwilling December 1 2010, 11:49:51 UTC
Что нео- (и хорошо ещё, если нео-) лит процветал много где ещё сотню-другую лет назад, да и сейчас не исчез, это понятно.

Reply


Leave a comment

Up