Батони Помпео Джироламо
Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы.
Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.
Аполлон и две музы 1741. Вилянувский дворец, Варшава.
Одна из лучших картин мифологической тематики раннего периода творчества живописца Помпео Батони также известна под названием «Аполлон, дающий уроки музыки». Аполлон (Феб), в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с кифарой или луком и стрелами. Среди античных изображений Аполлона наиболее известны древнегреческие статуи : «Аполлон, убивающий ящерицу» (около 370 года до нашей эры, скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (середина 4 века до нашей эры, скульптор Леохар). Вилянувский дворец в пригороде Варшавы Вилянуве строился с 1679 года в стиле барокко для короля Яна Собесского. Отделка дворцовых интерьеров затянулась до 1730-х годов, времени правления короля Августа Сильного. Затем Вилянувский дворец принадлежал различным аристократическим семействам вплоть до 1805 года, когда граф Станислав Потоцкий открыл во дворце Вилянув один из первых в Польше музеев.
Сладострастие 1747. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Одна из лучших картин зрелого периода творчества живописца известна также под названиями «Сластолюбие» или «Чувственность», является парной картиной к работе Помпео Батони «Меркурий, коронующий Философию, Мать искусств». В Эрмитаж картина Батони «Сладострастие» поступила из собрания светлейшего князя, российского государственного деятеля, канцлера Александра Андреевича Безбородко.
С 1775 года Безбородко являлся секретарем императрицы Екатерины II, с 1783 года фактическим руководителем российской внешней политики.
Портрет принцессы Гиацинты Орсини, 1758, Частное собрание
На картине изображена представительница одного из древнейших родов Италии Гиацинта Орсини Людовизи. Орсини (Orsini), знатный римский род. К семейству Орсини принадлежали пять римских пап, множество кардиналов и кондотьеров. Орсини находились в длительной вражде (в 14-16 веках) с родом Колонна. Портретам Помпео Батони присущи большая тональная изысканность, тщательность живописных приемов и разнообразие, чем религиозным, мифологическим и историческим картинам художника. В своих портретах Батони пытался соединить черты барочной парадной композиции и элементы неоклассического стиля.
Портрет Томаса Уильяма Коука 1770-е, Частная коллекция
Великолепный шелковый костюм, отделанный кружевом и бантами, довершается меховой накидкой - таков изысканный наряд человека, изображенного на этом портрете кисти Помпео Батони. Статуя Венеры, колоннада, обломок фронтона дают понять зрителю о том, что фоном служит Рим. Томас Коук олицетворял собой знатного джентльмена XVIII века, после завершения своего образования, отправившегося в традиционное большое путешествие по европейскому континету. Сам Батони был одним из наиболее знатных и преуспевающих художников римской школы XVIII века, и среди его заказчиков было много видных иностранцев. Более всего Батони известен своими гладко написанными портретами пап, монархов и британской аристократии (представители последней считали, что его портреты просто необходимо привезти домой в качестве сувенира). Дом живописца Помпео Батони был местом эстетических и политических дискуссий.
Бракосочетание Амура и Психеи 1756
Амур (Купидон), в римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту. Психея, в греческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Амура - широко распространенный сюжет в литературе, скульптуре, изобразительном искусстве. Известна древняя античная скульптура «Амур и Психея», являющаяся римской мраморной копией с греческого оригинала 1-й половины 2 века до нашей эры, хранится в Капитолийском музее в Риме.
Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде 1770
В эпоху Просвещения, в 18 веке сцены из истории подвигов Ахилла, героя Троянской войны, были популярны и широко распространялись в Европе (благодаря творчеству художников), однако сюжет картины Помпео Батони крайне редок: кроме эрмитажного полотна не известно о существовании какой-либо подобной художественной работы. Императрица Екатерина II, заказавшая живописцу Помпео Батони картину, сама выбрала эту тему. В качестве источника послужило сочинение Джованни Боккаччо «Генеалогия богов». Мать Ахилла, морская богиня Фетида, отдала его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Узнав, что сын должен погибнуть в войне с троянцами, она решила обмануть судьбу. Тайно Фетида забрала у Хирона спящего Ахилла и на раковине переправила на остров Скирос к царю Ликомеду. В основе строгой композиции художника Батони две арки: ниша в пещере, известного своей ученостью, кентавра Хирона со стоящей в ней гермой и проем в скале, за которым расстилается море. Служанки Фетиды, наяды и нимфы бережно переносят спящего Ахилла на раковину. Рядом Фетида прощается с Хироном. Идеальные пропорции фигур мифологических персонажей напоминают античные статуи. Чистые звучные цвета одежд - синий, красный, белый, розовый - эффектно выделяются на спокойном коричневато-сером фоне скалы.
Портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара, 1762
В 1761 году живописец Помпео Батони вместе с другими работавшими в Риме мастерами принял участие в росписях виллы Альбани, осуществлявшихся под руководством немецкого художника Антона Рафаэля Менгса. Знакомство с Менгсом сыграло существенную роль в интересе Помпео Батони к портрету. К одной из лучших портретных работ зрелого периода творчества Батони относится портрет кардинала Жан-Франсуа де Рожешуара, написанный в начале 1760-х годов. В этом портрете Помпео Батони сумел точно передать внутреннее душевное состояние человека.
Портрет сенатора Аббондио Реццонико, 1756
Картину также иногда именуют как «Портрет принца Аббондио Реццонико». Сенатор Аббондио Реццонико, племянник «венецианского папы» Климента XIII, был приором Мальтийского ордена, родом происходил из знатной и древней итальянской семьи Реццонико.
Портрет баронессы леди Мэри Фокс 1767
Баронесса леди Мэри Фокс изображена художником Батони в костюме для путешествий, называемым в те времена в Англии и других странах Европы платьем Брюнсвик. В основном художник писал портреты знатных лиц, обычно из высшего британского общества. Собственно, это и не удивительно, т.к. слава портретиста привлекала в мастерскую Батони высшую аристократическую знать. Несмотря на яркость психологической характеристики и достаточно отличимую типажность портретируемых, персонажам портретов кисти Помпео Батони всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, а также особое, философское состояние.
Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.
Источник: smallbay.ru