Искусство Насридов
Дворец Альгамбра, величественно возвышающийся на Пиренейском полуострове, является одним из главных художественных достижений исламской цивилизации. Построенный во времена династии Насридов - последней исламской династии в Испании (1230-1492) - этот архитектурный шедевр вдохновлял поколения мыслителей и творцов по всему миру. Его манящие мукарны, каллиграфические надписи, подковообразные арки и райские сады продолжают очаровывать туристов и путешественников на протяжении веков.
Коллекция Халили содержит то, что многие считают самой полной в мире коллекцией исламского искусства и артефактов, охватывающей 1400 лет во всех географических областях исламской истории и включающей широкий спектр средств и художественного выражения. В коллекциях Халили искусство, относящееся к периоду Насридов, дает нам уникальную возможность пролить свет на это очаровательное, но загадочное общество, а именно на его философское мировоззрение, духовные мотивации и творческие тенденции.
Наиболее ярким примером влияния Насридов в XIX веке можно считать саму Испанию, а именно искусство и ремесло испанской дамасской металлообработки.
Эта высокоспециализированная форма искусства включала украшение окисленного железа или закаленной стали золотом, серебром и иногда медью. Мастер дамаскина нагревал железный предмет, прорезал на нем линии, затем накладывал тонкую серебряную и золотую проволоку на эту бороздчатую поверхность, используя различные ручные пробойники.
Другие этапы процесса включали штриховку ( sombreado ), где формировались мелкие детали, и бисероплетение ( perleado ), где полоса или граница создавалась с помощью маленьких «бусин», сделанных путем наматывания тонкой серебряной проволоки.
Результаты были захватывающими.
Пласидо Сулоага
Пласидо Сулоага - как средневековое искусство Альгамбры вдохновило одного из величайших современных мастеров Испании
Неоспоримым мастером этого вида искусства был Пласидо Сулоага. Он происходил из самой выдающейся семьи художников и ремесленников в Эйбаре - его дед был главным королевским оружейником, а его отец Эусебио сам был лейтенантом-оружейником и почетным оружейником королевы Изабеллы II и завоевал медали на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне.
Но именно Пласидо усовершенствовал это искусство, вывел его на новые высоты, тем самым превратив Эйбар в европейский эпицентр дамасской металлургии. Первоначально заказы королевы Изабеллы, после ее смерти Сулоага обратился к британскому покровителю лорду Альфреду Моррисону, который впоследствии заказал такие шедевры, как шкатулка Фонтхилл.
Вдохновлено дизайном Насридов
Помимо самой полной в мире коллекции исламского искусства и артефактов, в коллекции Халили также находится самая значительная коллекция испанских дамасских металлических изделий Сулоаги и других мастеров Толедо. Это дает беспрецедентную возможность увидеть природу и степень влияния одного на другое.
Во-первых, сама по себе сложность испанской дамаскировки отражает то, что продемонстрировали ремесленники Насридов примерно пять столетий назад. Традиция безупречного внимания к деталям и безупречного применения симметрии, безусловно, была продолжена дамаскировщиками.
Кроме того, в работах из Эйбара и Толедо в изобилии можно обнаружить орнаментальные элементы исламского искусства, в частности искусства Насридов, такие как особые геометрические (восьмиконечная звезда) и растительные ( атаурике ) мотивы.
Возможно, самая яркая связь - появление на столь многих шедеврах дамаскина девиза Насридов wa la ghaliba illa Allah («Только Бог - победитель») арабским шрифтом вместе с его официальным щитом. Это было не только данью уважения исламской традиции в истории Испании, но и признанием универсальной красоты арабского каллиграфического шрифта. Неизвестно, были ли мотивы светскими или духовными, но это, безусловно, открывает интересный сюжет для обсуждения межконфессиональных отношений в истории Испании.
Существуют также орнаментальные узоры, характерные для Альгамбры, которые явно вдохновили Сулоагу, наиболее очевидно в его паре урн (также заказанных Моррисоном), которые почти идентично следуют дизайну знаменитых ваз Альгамбры. Большие ручки в виде крыльев, монументальный размер (более метра в высоту), исламские мотивы и распределение дамасского орнамента урн Сулоаги показывают, насколько он был знаком с аналогами из Альгамбры. Более того, его использование арабесок в дамаскировании вдохновило бы других дамаскистов из Толедо последовать его примеру.
Пласидо Сулоага стал одним из величайших современных мастеров Испании, который, создав так много произведений культурного значения, сам по себе стал национальным достоянием.
К моменту своей смерти в 1910 году в возрасте 76 лет он завоевал множество наград, включая звание рыцаря-командора ордена Изабеллы Католической и рыцаря ордена Карла III. Но его самый уникальный вклад заключается в том, как он использовал исламское культурное наследие Испании, чтобы вывести искусство дамаскирования на уровень, которого никогда не было прежде и никогда после.
О том,
как средневековое искусство Альгамбры вдохновило европейское искусство .
Подписывайтесь на мой канал в Telegram! -
https://t.me/Isylz1