Нарцисс Пеллетье - среди аборигенов

Nov 27, 2024 20:28

Нарцисс Пеллетье: французский мальчик, проживший 17 лет среди аборигенов.

11 апреля 1875 года шхуна для ловли жемчуга « Джон Белл» бросила якорь у берегов Квинсленда, Австралия. Капитан Джозеф Фрейзер отправил часть своих людей на берег, чтобы найти воду. Высадившись, они столкнулись с группой аборигенов и заметили среди них белого человека. Полагая, что человека удерживают против его воли, они сообщили о ситуации капитану.

Капитан Фрейзер быстро организовал спасение. Он отправил своих людей обратно, чтобы торговаться с туземцами, предлагая ценные товары в обмен на белого человека. Туземцы приняли сделку и отпустили человека. Фрейзер взял его на борт и перевез на правительственный форпост в Сомерсете, расположенный на оконечности мыса Йорк. Хотя человек не понимал английского, он немного говорил на ломаном французском, и моряки узнали, что его зовут Нарцисс Пеллетье.



Портрет Нарцисса Пеллетье опубликован в L'Univers illustré 14 августа 1875 года.

Пеллетье пробыл в Сомерсете около двух недель, прежде чем сесть на пароход «Брисбен» до Сиднея. В это время он говорил мало. Однако во время путешествия на юг он подружился с лейтенантом Джоном Оттли, офицером Королевских инженеров Британской индийской армии. Используя свой ограниченный школьный французский, Оттли убедил Пеллетье поделиться своей замечательной историей.



Нарцисс Пеллетье, сын сапожника, родился в 1844 году в Сен-Жиле, недалеко от Бордо. Когда ему было всего 14 лет, Пеллетье отправился из Марселя на борту злополучного судна Saint-Paul в качестве юнги. На судне был груз вина, который был доставлен в Бомбей, и путешествие продолжилось на восток в сторону Гонконга, где около 350 -ти  китайских рабочих были завербованы  для работы на австралийских золотых приисках.

Возможно, из-за внезапного увеличения числа пассажиров, а может быть, из-за плохого планирования, провизия начала заканчиваться. Чтобы сэкономить время, капитан Эммануэль Пинар решил пересечь архипелаг Луизиада, а не обходить Соломоновы острова. Этот маршрут был короче, но чреват опасностями, так как он был заполнен опасными рифами. Ситуация ухудшилась из-за плохой погоды и сильного тумана, что сделало путешествие еще более опасным. Пробираясь через рифовые воды, « Сен-Поль» налетел на коралловый риф около острова Россель и полностью затонул. Экипажу и пассажирам удалось добраться до небольшого безводного острова примерно в километре от места крушения.

Группа была отправлена ​​на остров Россель на поиски воды, но на них напали туземцы, в результате чего несколько человек были убиты или взяты в плен. Сам Пеллетье едва избежал смерти, получив сильный удар камнем по голове. Поскольку их попытки найти воду на острове Россель потерпели неудачу, капитан и его команда ночью сели на баркас, бросив китайских рабочих на произвол судьбы. Юнга Пеллетье не был частью плана побега команды, но, подслушав их разговоры, он сумел прыгнуть в лодку, когда они уходили.



Фотография Нарцисса Пеллетье, сделанная в 1875 году после его спасения.

Позже Пеллетье утверждал, что решение бросить китайцев было принято, потому что команда считала, что это их лучший шанс выжить. Этот рассказ отличался от версии капитана Пинара, в которой он настаивал на том, что отправился на поиски помощи, оставив большую часть провизии и огнестрельного оружия китайцам. К сожалению, большинство из тех, кто оказался на мели, погибли в течение нескольких месяцев, не из-за суровых условий, а потому что их убили и съели каннибалы. Ужасный рассказ о китайце, которого спас проплывающее мимо судно через четыре месяца после их высадки, был опубликован в журнале Freeman's Journal в январе 1859 года и широко освещался в австралийских газетах.

Пеллетье и мужчины столкнулись с серьезными трудностями, пока дрейфовали в своей открытой лодке. Без огня они выживали на сырой муке и нескольких сырых птицах, которых им удавалось поймать, когда птицы подлетали слишком близко к лодке. Примерно за три или четыре дня до того, как достичь земли, у них также закончилась пресная вода. В конце концов, примерно через две недели в море и путешествие в 1200 километров, они высадились на австралийском материке около мыса Дирекшн.

Мужчины немедленно отправились на поиски еды и воды, а слабый и истощенный Пеллетье тащился позади. По словам Пеллетье, первая найденная ими яма с водой была настолько мала, что к тому времени, как все остальные напились, для него уже ничего не осталось. Теперь полумертвому от голода и жажды и страдающему от порванной ноги Пеллетье было сказано остаться и отдохнуть, пока яма с водой наполнится. Мужчины пообещали вернуться за ним после поиска фруктов. На следующее утро Пеллетье с ужасом обнаружил, что он остался на берегу - баркас и люди исчезли.

В конце концов Пеллетье был обнаружен местным кланом аборигенов, известным как Охантаала. Они забрали его, накормили и выходили его, пока он не поправился. Человек по имени Маадеман усыновил его и дал ему новое имя «Амгло». Долгое время Пеллетье скучал по своей семье и жаждал вернуться во Францию. Однако с годами эти стремления угасли, сменившись глубокой привязанностью к своей приемной семье.

К 15 годам Амгло свободно говорил на языке  Охантаала. Аборигены Кейп-Йорка не строили домов; хотя иногда они сооружали простые убежища, в основном они спали на открытом воздухе, полностью голые в любое время, независимо от погоды. Они не занимались сельским хозяйством, не выращивали пищу и не держали скот. Каждый день они охотились, ловили рыбу и собирали все, что им было нужно на этот день и, самое большее, на следующий день. Амгло научился ловить рыбу копьями. Он стоял на мелководье и бил рыбу остроконечными, зазубренными копьями или выходил в море на каноэ с выносным балансиром, чтобы охотиться на более крупную рыбу, черепах и дюгоней.

Опасаясь, что Пеллетье может попытаться сбежать, туземцы поначалу прятали его всякий раз, когда европейские суда причаливали к берегу. В 1860 году, через два года после того, как Пеллетье начал жить с аборигенами, Джон Макгилливрей, натуралист, путешествовавший на Julia Percy, едва не обнаружил Пеллетье во время посещения племени Амгло. Макгилливрей писал:

«Один человек был достаточно светлым, чтобы быть полукровкой, но он избегал наблюдения и уходил с дороги, когда я хотел рассмотреть его поближе».



Фотография Нарцисса Пеллетье, на которой видны его шрамы и пирсинг, полученные во время посвящения.

Пеллетье оставался с Охантаала семнадцать лет, полностью ассимилировался в их социальной группе и прошел множество обрядов инициации, предназначенных для взрослых мужчин в племени. Он женился на местной женщине и стал отцом нескольких детей.

Когда в апреле 1875 года команда Джона Белла обнаружила Пеллетье, он был найден совершенно голым, как и все остальное племя. Его тело было загорелым до насыщенного красного цвета от солнца, его грудь была украшена церемониальными шрамами, а мочка его правого уха была украшена куском дерева.

Пеллетье сказал, что не хотел покидать свою семью аборигенов и сделал это только потому, что боялся, что моряки застрелят его, если он не подчинится. В течение первых двух недель в Сомерсете он, как сообщается, был беспокойным, «сидел как птица на перилах, испуганно наблюдая за всеми».

После того, что он настаивал, было похищением, а не спасением, Пеллетье вернулся во Францию ​​и примирился со своей семьей. Его тепло встретили в родном городе и сначала предложили работу в передвижном шоу, от которого он отказался, узнав, что его будут представлять как «огромного англо-австралийского гиганта». Вместо этого он нашел работу смотрителя маяка недалеко от Сен-Назера и женился несколько лет спустя. Пеллетье так и не вернулся в Австралию и скончался 28 сентября 1894 года в возрасте 50 лет.

Источники:
Рассказы с юта / The Brisbane Courier, 24 мая 1875 г. / Рассказы с северной границы

Подписывайтесь на мой канал в Telegram! - https://t.me/Isylz1

истории

Previous post Next post
Up