Его посадили в тюрьму за красоту

Jun 07, 2024 21:53

Он снял самые красивые фильмы всех времен, и его за это посадили в тюрьму





Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Ив-Сен-Лоран и другие творческие личности объединили свои усилия с одной невозможной целью: спасти Сергея Параджанова.

«В храме кино есть образы, свет и реальность,

- говорил Годар,

-  хозяином этого храма был Сергей Параджанов».



Запертый советской властью в ГУЛАГе и лишенный возможности самовыражаться, любой киноман сегодня расскажет вам о трагедии тех лет, которые грузинский режиссер провел за решеткой за несуществующие преступления. А самое главное, они расскажут вам о вызывающей красоте, созданной тем, кого они называли «Безумцем»…



Там мало разговоров и много приятного для глаз.  Он изобрел свой собственный кинематографический стиль,  наполненный сюрреалистической символикой и пронзительными взглядами, и хотя Сергей изучал кино, он настаивал на том, что режиссером либо рождаются, либо нет, и что «этому нельзя научиться». Однако это то, что вы можете отточить.



Цвет граната

Грузия, в которой он вырос, пульсировала передовым искусством и культурой, но все изменилось, когда в 1920-х годах к власти пришла Россия. Параджанов твердо придерживался своей любви к богато украшенным грузинским традициям, особенно в таких произведениях, как «Тени забытых предков» , которые играли тонкую грань между коллективной памятью, правдой и ритуалом. Звучит загадочно?

Вот откуда вы знаете, что это фильм Параджанова.



Затем был огромный масштаб его картин, которые часто снимались на священных местах и ​​наполнены эклектичным актерским составом: стадами и библейскими парами животных.

«В фильме играет блестящая лошадь»,

- сказал однажды Параджанов о белом жеребце. Похитителями сцены были все: от комнаты, наполненной овцами, до высокой стены из персидских ковров.



Но его проекты всегда противоречили идеям нового правительства.  Почти все его кинопроекты и планы с 1965 по 1973 год были запрещены, а те, которые соответствовали советской цензуре, Параджанов позже назвал «мусором».  Они были написаны Параджановым, но без всякого его духа из-за ограничений диалога и кинематографии, одобренных советским реализмом. Это непреднамеренное свидетельство того, насколько удушающим было правительство для художников, которые никогда не имели полного творческого контроля над своей работой.



В 1965 году Парджанов порвал с советским реализмом и ворвался на авангардную сцену с  фильмом «Тени забытых предков», снятым под влиянием  Андрея Тарковского, который превратил его в любимца сюрреалистов и неожиданного номинального лидера украинских националистов. Они увидели в этом любовное письмо своей некогда свободной стране. Его работы были запрещены, и их пришлось переправить контрабандой в Западную Европу.



Точкой кипения стал 1969 год. Фильм, который теперь считается его шедевром, «Цвет граната» на бумаге выглядел скучным как биографический фильм об армянском поэте 18-го века Саят-Нова, но на самом деле он прославляет  выживание  армянской  культуры в условиях угнетения и преследований.



«Есть конкретные образы, которые очень заряжены - кроваво-красный сок, выливающийся из разрезанного граната на ткань и образующий пятно в форме границ древнего  Армянского царства»,

- пишет кинокритик Фрэнк Уильямс.



Муза Параджанова, грузинская актриса Софико Чиаурели в фильме «Цвет граната».

Вы чувствуете, как будто попали на картины старых мастеров в Лувре.



К началу 1970-х годов советские власти стали все больше подозрительно относиться к Сергею и его «подстрекательским» фильмам. То, что он был бисексуалом, также не помогло ему снискать благосклонность Советов. В 1973 году его незаконно приговорили к пяти годам сибирского трудового лагеря за  «изнасилование члена коммунистической партии и распространение порнографии» . Говорят, что за это время он создал около 800 произведений искусства из всего, что мог найти - кукол, рисунков, скульптур - которые были отобраны и уничтожены охранниками, которые называли его сумасшедшим, за исключением одного охранника, который только сказал:

«Директор очень талантливый».

На самом деле его заключение было призвано послать жестокий сигнал украинским националистам, которые его любили…



Даже когда его освободили, Параджанова, по его словам, «заставили замолчать». Он пытался вернуться к кинопроизводству, но боролся еще десять лет, пока в 1980-х годах не развалился Советский Союз. Когда он умер в 1990 году в возрасте всего 66 лет, он оставил свою последнюю работу незавершенной, заставив мир задуматься, какие еще его видения были потеряны во времени.

Музей Параджанова в Армении  не только трогателен, но и действительно великолепен:





Музей Параджанова

И, наконец, его фильмы.

Посмотрите трейлер «Цвета граната» ниже:

image Click to view



Подписывайтесь на мой канал в Telegram! - https://t.me/Isylz1

кино, живопись

Previous post Next post
Up