Против похоти, математика.
Скрижали Закона, которые Моисей получил на Синае, были ограничены кратким изложением заповедей из соображений экономии места. Таким образом, шестая заповедь только провозглашает чистоту, но не предписывает, как ее следует соблюдать. Позже придумано выражение, противопоставляющее добродетель и грех: против похоти, целомудрие.
Giambologna. Аллегория геометрической архитектуры. Флоренция
Более точным оказывается лекарство доктора Кроковского, главного врача противотуберкулезной больницы, описанное Томасом Манном в книге "Волшебная гора" (1942).:
«Чем более экспансивна эта банда мучителей, тем более она распутна. Я сторонник математики. Я говорю, что заниматься математикой - лучшее средство от похоти. Прокурор Паравант, который подвергался большим искушениям, увлекся математикой и дошел до возведения круга в квадрат, и это его очень успокоило.»
Да, врач знает, что одна страсть борется с другой, не менее сильной!
Frans Floris. Аллегория награды за добродетель и наказания за порок. Ottobeuren
Аллегория награды за добродетель и наказания за порок, картина, приписываемая Франсу Флорису де Вриендту (1519-1570) и находящаяся в аббатстве Оттобойрен, отражает противоположность добродетели как приверженности математике и пороку похоти как достойному наказания.
Некоторые математики также применяли решение проблем к случаям похоти, таким образом, святой Беда Достопочтенный (девятый век) в своем «Другие предложения по повышению остроты зрения молодежи» ставит одну из классических задач - пересечь реку на маленькой лодке:
Реку должны были пересечь трое мужчин со своими женами. В каждом из них преобладала похоть при одной только близости какой-либо женщины. Подойдя к реке, они не нашли ничего, кроме маленькой лодки, в которой могли поместиться только два человека. Скажите, кто может, как бы они переправились через реку, чтобы сохранить всех и каждого в первозданном виде.
Сборник задач также приписывается Алкуину Йоркскому, учителю Каролингской школы.
То же упражнение по предотвращению греха появляется в Problés plaisants Клода Гаспара Баче де Мезириака (1581-1638) в версии, в которой похотливые самцы превращаются в ревнивых мужей. Текст Баче - это тот, который Фурри воспроизводит в своих "Арифметических воссозданиях".
В любом случае нужно быть осторожным, потому что лекарство может превратиться в болезнь, о чем хорошо предупреждает Фаркас Бойяи в письме своему сыну Яношу (1802-1860).:
«Ради бога, умоляю тебя, забудь[изучении математики]. Относитесь к этому так же, как и к чувственным страстям, потому что то же, что и они, может поглотить все ваше время и лишить вас здоровья, душевного покоя и счастья в жизни (...) Я пережил эту бездонную ночь, которая погасила весь свет и радость в моей жизни. Учитесь на моем примере.
Математика может быть полезным лекарством ... с необязательным назначением!»
Убежище в геометрии, позволяющее избежать преследований со стороны преследующей его славы любовника, проявляется в " Дон Жуане, или любовь к геометрии " швейцарца Макса Фриша (1911 - 1991), восхитительной демистифицирующей драме. Дон Хуан не может заниматься тем, что ему действительно нравится, - геометрией, - потому что его образ бабника душит его.
Даже такой математик, как Вольтер, показывает в любви свое восхищение Габриель Эмили Ле Бондарь де Бретей, маркизой де Шатле, что ж:
«Признаюсь, она тираническая.
Чтобы подать на него в суд, необходимо
поговорить с ним о метафизике[включая математику],
когда хочется поговорить о любви.»
Что такое увлекательная математическая деятельность, видно на любопытной картине Георга Мельхора Крауса, второстепенного художника, который оставил нам восхитительное свидетельство своей картиной под названием "Конфликт между наукой и браком" (около 1770 г.).
Краус. Germanisches Nacional Museum. Нюрнберг
Молодая жена противостоит мужу из-за того, что он бросил ее из-за ее преданности математике. В результате такого бурного обсуждения бумаги с геометрическими расчетами оказываются брошенными и разорванными на полу. Краус изобразил на домашней сцене все фаустовские амбиции овладеть секретами науки.
Математика против похоти?
Возможно, доктор не без оснований рекомендует математику против безудержной похоти, но проблема возникает, если мы посмотрим на определенные аллегории арифметики, геометрии или астрономии эпохи Возрождения или барокко: образы источают чувственность.
Полностью обнаженная в Вероне
Аллегория геометрии. Верона
В средние века положения Капеллы в значительной степени соблюдались. Ренессанс изменит представление: женские аллегории, которыми будут украшены дворцы, теряют свою форму, пока не дойдут до чистой обнаженной правды, как эта прекрасная картина в Музее фресок в Вероне.
Женщина с компасом в идиллическом пейзаже приписывается школе Джулио Романо, любимого ученика Рафаэля, и происходит из дворца Тиелли в Мантуе. Романо как раз является автором фресок Палаццо Те де ла Сьюдад, одной из вершин маньеризма и дома папских удовольствий.
Сладострастная математика в Понсе
Еще один образец изящной и наводящей на размышления эротики мы находим в Художественном музее Понсе в Пуэрто-Рико. Мы смотрим на впечатляющее пробуждение искусства самого Франса Флориса де Вриендта (1519-1570), художника, который привнес маньеризм во Фландрию. В предыдущей картине он столкнулся с похотью и математикой, но теперь обстановка иная. Искусство также спит, расслабляется, ленивое, томное и сладострастное.
Frans Floris. Пробуждение искусства. Понсе
Заброшенные атрибуты и полуобнаженность не позволяют нам идентифицировать каждое искусство. Спиной к нам на переднем плане должна быть геометрия с глобусом, циркулем и линейкой. Геометрия должна опираться на арифметику, справа от нее - астрономия, а слева - музыка.
Греческий эротизм во Флоренции
В музее дель Барджелло во Флоренции хранится интересная коллекция скульптур, в том числе несколько работ французского скульптора Иоанна Болонского (1529-1608), жившего во Флоренции и создавшего такие группы, как Фонтан Нептуна на площади Синьории или Похищение сабинянок.
Giambologna. Аллегория геометрической архитектуры. Флоренция
Мы смотрим на чувственную аллегорию в которой одной рукой зажаты три инструмента: линейка, циркуль и квадрант. Квадрант обычно изображается как астрономический инструмент, но он также был обычным явлением в гражданском и военном строительстве для определения высоты под углом. Компас едва виден, зажат между двумя другими объектами.
Скульптура из белого мрамора стоит в красивой открытой галерее на верхнем этаже дворца и следует образцам совершенства его греческих моделей.
Искушения за кафедрой
В церкви Святого Томаса в Ньюпорте на острове Уайт находится великолепная деревянная кафедра с четырнадцатью резными панелями. Произведение датируется 1637 годом и аллегорически изображает семь добродетелей и семь гуманитарных наук.
Арифметика покоится на табличке с цифрами и имеет механические часы - способ связать науку о числах со временем в качестве контрапункта геометрии с геометрией пространства.
Аллегория арифметики. Остров Уайт
Некоторые верные слушатели проповеди не могли устоять перед искушением созерцать прозрачность и полуобнаженность прекрасной арифметики.
Урания из Иль Либертино
Венецианец эпохи барокко Пьетро Либери (1605-1687), прозванный " Иль Либертино" за чувственность своих картин, демонстрирует нам свой непревзойденный стиль в "Урании" Севастопольского художественного музея М. Крошицкого.
Il Libertino. Аллегория Урании. Севастополь
Армиллярная сфера, характеризующая астрономию, служит для придания значимости изображению. Обычный взгляд, потерянный при созерцании небес, был заменен статуэткой, возможно, Урания - это она, а дама - астроном.
Разумная геометрия
Маньеризм обновляет представление аллегорий с большой свободой и сообщениями, которые нелегко расшифровать. Болонский художник Лоренцо Сабатини был учеником Вазари и Пармиджанино, одного из самых беспокойных художников своего времени.
Картина, приписываемая Сабатини, которую можно увидеть в галерее Сабуада в Турине, сегодня называется "Аллегория геометрии" (около 1560 г.), претерпела различные авторские права и интерпретации. Компас и небесная сфера могут заставить ее пройти столько же, сколько Урания, астрономия или геометрия, но зеркало обычно сопровождает Благоразумие, которое также часто проявляется с компасом, но не обнаженным.
Сабатини. Аллегория геометрии. Турин
Известный интерес Пармиджанино (и его времени) к изогнутым зеркалам было бы замечательно, если бы картина была образцом того, как искусство с помощью очаровательной геометрии перекликается с математическими исследованиями деформированного изображения. Полвека спустя эти исследования с помощью телескопа изменили бы мировоззрение.
Обнаженные математики колледжа
Аристократ эпохи Возрождения Томас Бодли - один из представителей английского просвещения елизаветинской эпохи. Этого дипломата и ученого сегодня помнят за то, что его именем названа Будлианская библиотека в Оксфорде, библиотека, реформу которой он предпринял.
Алебастровый мавзолей Бодли, умершего в 1613 году, примечателен в часовне Мертон-колледжа. Примечательно, что этот мемориал соединяет две традиции: изображение многогранников и сопровождение гробницы аллегориями гуманитарных наук.
Аллегория арифметики. Оксфорд
Короли, дворяне и церковные деятели украсили его могилу изображениями искусства по всей Европе, но использование многогранников - это почти английский эндемизм, от которого мы пошли и будем продолжать идти.
Арифметика с табличкой с цифрами изображена в правом верхнем углу медальона, а геометрия с линейкой и циркулем - в левом нижнем углу. Следы маньеризма не могут не быть видны.
Мы ограничились выделением небольшой выборки сладострастных математических аллегорий, они являются минимальной частью всеобщего присутствия в шестнадцатом и семнадцатом веках.
Всемогущий Эрос
Мнения разделились по поводу того, кто сильнее, Математика или Эрос. В Omnia vincit Amor Вергилий в своих буколиках (37 г. до н.э.:
Omnia vincit Amor et nos cedamus Amori.
Любовь побеждает все, давайте отдадимся любви
Триумф любви. Caravaggio. Берлин
Это будет Микеланджело Меризи да Караваджо, достигший полной творческой зрелости, который в 1602 году придаст любви наиболее провокационную иконографическую форму, сделав ее образцом, которому подражали другие художники маньеризма и барокко. Аллегория ярко и тревожно воплощает мощную победу любви над всем, что ей противостоит.
Купидон перестает быть детской фигурой и превращается в болезненного юношу, усиленного светотенью. Эрос попирает эмблемы власти, искусства и науки. Открытый такт и квадрат показывают, что и математику можно победить любовью.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram! -
https://t.me/Isylz1