Музыка Гармонией.была частью математики на протяжении многих веков. С тех пор, как Пифагор (или его школа) связал музыкальную гамму с простыми дробями, музыка рассматривалась как прикладная арифметика. Фигура Пифагора много раз изображается как сопровождающая аллегорию музыки, а не арифметику, как на портале Шартрского собора или в библиотеке монастыря Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал
Когда Западная Римская империя распадалась, мыслители пытались отразить культуру этого распадающегося мира, одним из них был Марциан Капелла, который на полуварварской латыни в прозе и стихах написал "Свадьбу филологии и Меркурия".
Семь дисциплин, которые должны были составить тривиум и квадривиум, с тех пор приняли аллегорическую форму женщин, и их создатели стали их сопровождающими.
Согласно Капелле, Теофраст, Аристоксен и Пифагор - мудрецы, связанные с дамой
Но музыка будет связана не только с арифметикой, но и с астрономией. Мирская музыка - это не что иное, как отражение музыки сфер, звезд. Семь блуждающих звезд древности (Луна, Венера, Меркурий, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн) дали нам семь нот музыкальной гаммы.
Наиболее полное выражение музыки сфер представил Марк Тулий Цицерон в "Сне Сципиона", I век до нашей эры, один из фундаментальных трактатов греко-римской культуры:
«Что это за такая прекрасная и такая сладкая музыка, которая достигает моих ушей? Это, - ответил он мне, - математика, состоящая из неравных интервалов, которые, тем не менее, характеризуются рациональной пропорцией; она создается импульсом и движением сфер.,…»
В убранстве органов как дворцов, так и церквей появляются математические персонажи и аллегории. Вот некоторые из них.
Математико-музыкальные аллегории из Гражданского музея в Пьяченце
Гражданский музей Пьяченцы, расположенный в Палаццо Фарнезе, выставляет в своей пинакотеке два впечатляющих диптиха, которые использовались в качестве дверей для органов во дворцах Пармы.
Великолепный диптих, написанный Яном Соэнсом иль Фьяминго (1547-1611).
Это две аллегории, связанные с музыкой в соответствии с концепцией эпохи Возрождения: сама музыка и астрономия.
Точно так же, как о человеке говорили как о микрокосме в сравнении с макрокосмом, рассматривались два типа музыки:
мирская, которая радует наши уши, и музыка сфер, выражающая гармонию космоса. Семь нот и семь планет находятся в согласии
Аллегория астрономии, 1580. Jan Soens. Гражданский музей Пьяченцы
Астрономия смотрит на изображенное небо в птолемеевском стиле того времени и рассчитывает с помощью компаса. У его подножия квадрант и армиллярная сфера.
Аллегории астрономии и музыки, 1580. Jan Soens. Гражданский музей Пьяченцы
Музыка также измеряет и показывает свою пифагорейскую связь с арифметикой. Редко математическая гармония космоса раскрывалась так ярко, как в этом диптихе, закрывающем дворцовый орган 1580 года.
Пифагор и Евклид во дворце Фарнезе в Пьяченце
В пинакотеке Гражданского музея Пьяченцы есть вторая дверь, соединяющая музыку и математику.
Джироламо Маццола Бедоли (1500-1569) - художник из Пармы, который украсил две пластины, образующие диптих, закрывающий орган знатной семьи города, на которых были изображены Евклид и Пифагор.
Пифагор и Евклид, 1545 г. ) Girolamo Mazzola. Гражданский музей Пьяченцы
Пифагор очень часто выступает как создатель музыки. Молотки создают звук, в то время как весы и такт определяют меру, чтобы сделать его гармоничным. Евклид как отец геометрии и арифметических пропорций завершает своим компасом мощное целое. Динамизм персонажей уже полностью маньеристичен.
В Музее Прадо хранится рисунок Бедоли, изображающий Пифагора, который содержит похожие иконографические элементы: молот с наковальней, римлянка и цитра на заднем плане. Музыка была прикладной арифметикой.
Пифагор, 1545 г. ) Подробно. Girolamo Mazzola. Гражданский музей Пьяченцы
Орган гуманитарных наук в Бристоу
К северу от Германии, на райском северо-западном берегу озера Малхин, находится крошечная деревня Бристоу, которая сегодня является частью муниципалитета Шорссов.
Маршал и районный администратор Вернер Хан основал здесь в 1597 году красивую церковь и курган. Его сын Ганс Хан (1558-1633) взял на себя задачу великолепно расширить его до стиля ренессанса. Алтарь, кафедра и орган являются свидетелями.
Деревянная трибуна и подставка для органа датируются 1601 годом и были украшены аллегорическими изображениями семи гуманитарных наук: диалектики, риторики, музыки, арифметики и астрономии спереди, а также геометрии и грамматики с обеих сторон.
Орган гуманитарных наук в Бристоу, 1601 г.
Табличная арифметика, геометрия с короной и циркулем, а также крылатая астрономия очень напоминают аллегории Мартена де Воса.
Резные фигурки органа менее колористичны, чем резные фигурки кафедры и алтаря, но они не обязательно должны соответствовать оригиналам спустя четыре столетия. Церковь Бристроу - хороший образец распространения культуры эпохи Возрождения на отдаленные районы.
Аллегория арифметики. Орган гуманитарных наук. Bristow, 1601
“Подглядывающие” в Венском соборе
Собор Святого Стефана в Вене допускает множество описаний, в которых не может быть недостатка ни в математических, ни в нумерологических: пропорциях, измерениях, часах или представлениях. На первом месте два автопортрета моравского скульптора и архитектора эпохи Возрождения Антона Пильграма (1460-1516).
Взгляд, который проникает и выходит за рамки, является основой, на которую опирается разум. Подглядывающая фигура, которая под кафедрой открывала окно, не выпуская из рук компаса:
Внимательный наблюдатель окружающей действительности
Anton Pilgram. Венский собор
Долгое время Пильграму приписывали авторство готической кафедры, но сегодня она считается более ранней. Что действительно нужно архитектору, так это большой пьедестал старого органа. Считается, что Пильграм изобразил себя на самой опорной основе с атрибутами геометра, квадрата и циркуля, а также университетской кепки.
Репродукция с очень красивой кафедры изображает ту же фигуру, что и на органе. Антон Пилграм смотрит на все это и готов измерить и рассчитать.
Ступня старого органа. Венский собор
Подписывайтесь на мой канал в Telegram! -
https://t.me/Isylz1