История мадам Лидии

Mar 17, 2023 21:08

Помощница Анри Матисса

Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. В случае с Анри Матиссом этой женщиной считалась не его 40-летняя жена, а бедная беженка, едва выживавшая в 1932 году, когда она нашла временную работу у французского мастера . Ее звали Лидия Делекторская, и хотя она никогда не была любовницей Анри, ее влияние на семью Матисса было так велико, что его жена настаивала:

«или я, или она».





Лидия и Матисс Анри , Картье-Брессона

«Мадам Лидия», как ее впоследствии стали называть, никогда не слышала об Анри Матиссе, когда начала работать у него ассистентом в студии в 1932 году. Большую часть своих 22 лет она провела, пытаясь выжить после того, как осиротела в возрасте 12 лет, а затем выросла в бедности у своей тети, сбежав во Францию, спасаясь от русской революции. По прибытии в Париж она была принята в Сорбонну для изучения медицины, но не могла позволить себе платить за обучение и в конце концов поселилась в жесткой русской эмигрантской общине Ниццы.



Лидия Делекторская

На Лазурном берегу ее светлые волосы и голубые глаза обеспечили ей работу моделью и танцовщицей, а также статисткой в ​​растущей киноиндустрии на местной студии Victorine Studios. Тем не менее, она едва сводила концы с концами, и работодатели плохо обращались с ней.



Лидия Делекторская

В разгар Années Folles, Матисс жил в Ницце вместе с такими персонажами, как Ф. Скотт Фицджеральд, Эдит Пиаф и Жозефина Бейкер, которые зимовали на Ривьере, когда он рисовал свои модели в салоне рококо отеля de la Mediterranee. У него была репутация человека, уважительно относящегося к своим моделям, но когда он встретил Лидию, он не искал новую музу.



Анри Матисс с женой Амели, 1912 год.

Его верная жена Амели была больна. Она всегда помогала ему  в работе, но к 1930 году ее здоровье ухудшилось, и Лидии предложили на шесть месяцев должность, чтобы помочь управлять студией Матисса, пока  он закончит свою фреску «Танец II»  ., заказанную  американским коллекционером произведений искусства Альбертом С. Барнсом. Когда работа закончилась, Матисс дал ей 500 франков, чтобы она встала на ноги, но, обнаружив, что ее возлюбленный быстро проиграл эту сумму в казино, оставив ее ни с чем, художник снова нанял ее медсестрой для своей прикованной к постели жены  Амели - работа , которую она  исполняла ещё три года.

Только в 1935 году Лидия впервые стала моделью для Матисса.

«Через несколько месяцев или, может быть, год, мрачный и проницательный взгляд Матисса стал приковываться ко мне», - вспоминала позже Делекторская.

«За исключением его дочери, большинство моделей, которые его вдохновили, были южными [средиземноморскими] типами. А я была блондинка».

«Потом однажды он сел с альбомом и, пока я почти не обращал внимания на разговор, вдруг сказал мне: «Не двигайся!» … А вскоре Матисс попросил меня ему позировать».



Лидия Делекторская

В отличие от других художников, которых она знала, он не заигрывал, и позже она размышляла:

«Постепенно я стала приспосабливаться и чувствовать себя менее «скованной»… В конце концов, я даже начала интересоваться его творчеством».

Эта «ледяная принцесса», как он о ней думал, сильно отличалась от предпочитаемых им темноволосых и смуглолицых, но, как отмечает биограф Матисса  Хилари Сперлинг, он был слишком предан своей работе, чтобы тратить время и энергию на секс со своими моделями.

«Если Матисс и занимался любовью с Лидией, то это было на холсте»,

- писала она в своей книге « Мастер Матисс» .

Первой картиной Лидии, написанной Матиссом, была  «Большая лежащая обнаженная» .



«Розовая обнаженная» ( Лидия Делекторская) Матисса

По словам сына художника Пьера, успешного арт-дилера в Нью-Йорке, его отец «обновил себя как художник» этой работой. Однако жена Матисса, которая сначала приветствовала присутствие Лидии, вскоре стала подозрительной и возмущалась их связью.



Лидия Делекторская от Матисса

В течение следующих четырех лет Лидия стала единственной моделью Матисса, но она была не просто красоткой и наемной помощницей.

Хилари Сперлинг несколько раз брала интервью у Лидии и определила, что

«она могла бы управлять армией, у нее были удивительные способности. Она руководила студией, организовывала модели, общалась с дилерами, продавцами, галереей… все работало как часы».

Она стала творческим партнером, взяв на себя роль, которую Амели исполняла десятилетиями.



Лидия Делекторская в мастерской Матисса

«Мадам (Матисс) хотела, чтобы я ушла не из-за женской ревности - о супружеской неверности не могло быть и речи - а потому, что я заправляла всем домом»,

- позже призналась Лидия.

Именно эта потеря контроля в конечном итоге заставила Амели поставить мужу ультиматум, пригрозив расторгнуть их 40-летний брак, если молодая русская  не будет уволена. Матисс выбрал жену. Выгнанная Лидия попыталась покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь, чувствуя, что потеряла смысл жизни. Чудом она выжила.



Лидия Делекторская, фото Роландо Риччи

В 1939 году мадам Матисс все равно ушла от Анри, и Лидию снова  пригласили к мастеру, с которым она будет работать до конца его жизни, несмотря на войну и болезни.

На одном  из созданных им  ее портретов Матисс написал:

«Лидии, у которой нет крыльев, но она, безусловно, их заслуживает. Мягкость и доброта. В знак уважения!»



Женщина в пурпурном пальто (Лидия Делекторская) Анри Матисса

Когда в 1941 году ему сделали операцию после того, как поставили диагноз «рак», художник смог создать некоторые из своих самых известных работ - вырезки из бумаги и Часовню Розера в Вансе,  из-за  которой его сейчас, пожалуй, больше всего помнят - благодаря помощи Лидии.

«Вы хотите знать, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, а в духовном - даже больше, чем да. 20 лет я была «светом для его глаз», а он был единственным смыслом моей жизни», - написала Лидия о своих отношениях с художником.



Матисс и Лидия

Матисс умер в возрасте 84 лет в 1954 году, на следующий день после того, как сделал свой последний ее портрет шариковой ручкой. Лидия знала, что его семья будет приглашена на похороны, поэтому она немедленно ушла, собрала свои сумки и оставила похороны им.

Всю оставшуюся жизнь она прожила одна, посвятив себя работе с наследием художника. Как главный специалист по его творчеству, она помогала Матиссу организовывать выставки и открывать музей на его родине в Ле-Като-Камбрези. Около 90 произведений Матисс завещал ей, она подарила их Эрмитажу в Санкт-Петербурге и Пушкинскому музею в Москве. Спустя десятилетия она написала две книги о его жизни и работы над картинами : «  Кажущаяся легкость»  (1998) и  «Против ветров и бурь». (1996).

Лидия покончила жизнь самоубийством в возрасте 84 лет. Ее последней волей была записка, которая гласила:

«Пожалуйста, положите рядом со мной рубашку Анри Матисса».

Источник - messynessychic.com

художник Henri Matisse

Previous post Next post
Up