Любопытные похороны домашних животных в Викторианскую эпоху.
В XIX веке останки домашнего питомца, особенно домашнего кота, закапывать в семейном саду было обычным делом. Однако в викторианские времена обычай отмечать похороны этих животных значительно распространился. Скорбящая семья делала богато украшенные гробики, священники отпевали умерших питомцев, а каменщики высекали их имена на мраморных надгробиях.
Многие люди совершали этот обряд, и они думали, что это не является экстравагантным чудачеством богачей или очередной прихотью одинокой старой девы, но были и люди, которых глубоко оскорбляло то, что животное может быть погребено по-христиански.
В марте 1894 года несколько британских газет сообщили об истории одной знатной дамы из Кенсингтона, которая хотела похоронить своего кота Пола.
Вот выдержка из Cheltenham Chronicle:
«За исключением религиозного аспекта, эта функция проводилась так, как если бы это было погребение человека, имеющего какое-то значение. Был вызван респектабельный гробовщик, которому было поручено совершить похороны: тело нужно было заключить в гондолу, чтобы поместить в красивый дубовый гроб. Там были обычные украшения, в том числе табличка с выгравированным заявлением о том, что «Пол» был любимым и верным котом мисс в течение семнадцати лет, которая теперь адекватно оплакивает свою потерю. Гроб с красивой короной был выставлен в лавке гробовщика, где он вызвал большой интерес и уж точно не забаву».
У некоторых кошек даже были религиозные обряды. В выпуске Hull Daily Mail за 1897 год сообщается история священника, который праздновал похороны своего кота, описываемого как тучный, черно-белый, который любил гулять со своим хозяином. После его смерти пастор и его семья «впали в траур», как сообщает сайт Daily Mail:
«В течение трех дней кот, чьи останки были с любовью помещены в красивый дубовый гроб с латунными украшениями и внутренней отделкой из шелка и шерсти, выставлялся в гостиной. По истечении этого срока преподобный вызвал такси, которое доставило его на вокзал, где он сел на поезд на север, привезя с собой дубовый гроб и драгоценные останки. Церемониал соблюдался до конца, и отпевание частично было совершено на кошачьей могиле».
Иногда эти «сумасшедшие» похороны вызывали гнев людей, которые не одобряли того, что с домашними животными обращаются по-человечески.
В сентябре 1885 года в статье Edinburgh Evening News рассказывается история «старой старухи», которая хотела «достойно похоронить» своего мертвого кота Тома. Он построил подходящий гроб и поручил могильщику по имени Джейми выкопать могилу для Тома на местном кладбище.
Как говорится в статье:
«Похороны, которые состоялись вчера днем, имели много участников: барышня, несущая гроб, и по дороге на кладбище толпа идущих за ней молодых людей, которая стала чрезмерно шумной. Опасаясь, что история закончится дракой, «Джейми» закрыл железные ворота с намерением предотвратить это, позволив избранным войти. Толпа, однако, еще больше заволновалась, некоторые перелезли через стену, и все громко кричали, лаяли, что стыдно и позорно хоронить кошку по-христиански».
Было неясно, действительно ли это было вызвано возмущением по поводу того, что кошку похоронили «по-христиански», или это был просто предлог для буйной молодежи посеять хаос. Как бы то ни было, результат последовавшего за этим был крайне неприятным для престарелой любовницы Тома.
Edinburgh Evening News также сообщает:
«Затем гроб уничтожили, а тело кошки убрали, и в конце концов шум стал настолько сильным, что потребовалось вмешательство полиции, призванной защитить гробовщика и старую даму».
Возможно, главной причиной гнева стало то, что дама хотела похоронить кота на кладбище для «людей». Во многих освященных местах не разрешалось захоронение домашних животных, и, следовательно, рождались кладбища для животных. Одним из самых известных было Собачье кладбище в Гайд-парке, открытое в 1881 году. Как следует из названия, это было место захоронения собак, но здесь также были захоронены маленькая обезьянка и две кошки.
Другие кладбища для животных существовали по всей викторианской Англии, как государственные, так и частные: на кладбище сэра Томаса Леннарда в Эссексе были памятники, датируемые 1850 годом; кладбище Эдинбургского замка возникло как место захоронения офицерских собак и талисманов Королевского полка Шотландии; у писателя Томаса Харди было кладбище домашних животных в его доме в Макс-Гейт, Дорчестер, где на всех могилах были надгробия, одно из которых было собственноручно выгравировано знаменитым писателем.
В эти годы, вероятно, мы думаем, что похороны домашних животных были организованы преимущественно стереотипной фигурой старой девы, но это было не так, потому что на протяжении всей истории всегда были люди, очень скорбящие о потере своих питомцев. В викторианскую эпоху эта боль выражалась в тщательно продуманных похоронах потерянных маленьких друзей.
Источник - Random-Times.com