Темные стороны русских нравов

Aug 19, 2020 19:34



От Павла Федотова

Павел Андреевич Федотов (1815 - 1852) - русский живописец и график,
академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.




Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
- «Передняя частного пристава накануне большого праздника»
- 1837 г. Москва - Третьяковская галерея


Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей
разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер
человека - все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова,
указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись.
В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел
некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью.




Павел Андреевич Федотов (1815-1852) -«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского
полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года». 1837 год Санкт-Петербург
- Государственный Русский музей

Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько
рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает
пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов.
Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная идея
подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов.
Художник не скупится на аксессуары, способные усилить раскрытие сюжета и иногда
совершенно загромождает ими свою композицию. Движение человеческих фигур хотя
и характерно, но угловато и утрированно. То же самое надо сказать и о лицах, тип
и экспрессия которых переходят в гримасу.
Преобладающий элемент этих работ - карикатура.




Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - «Всё холера виновата»-1848
Санкт-Петербург-Государственный Русский музей

Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному
трудолюбию достиг блестящих результатов. Но результаты были бы ещё более
поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась
бы столь жестоко и преждевременно.
Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки
одним из самых славных имён в истории русского искусства. Он открыл новую, ещё
никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый
из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в
наследство возникшим после него талантам.




Павел Андреевич Федотов (1815-1852) -«Сватовство майора» 1851
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей




Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - «Свежий кавалер», или «Утро чиновника,
получившего первый крест». - 1846 Москва-Третьяковская галерея

художник Павел Федотов, XIX век, ХХХ, русская живопись

Previous post Next post
Up