Русские портреты работы Клэр Шеридан; 1921; Джонатан Кейп, Лондон.
Клэр Шеридан была английским скульптором и писателем с друзьями в самых неожиданных местах.
Одним из таких друзей был Лев Каменев, бывший член Политбюро Советского Союза, с которым
Шеридан познакомился в 1920 году, когда Каменев посетил Лондон в составе первой советской
торговой делегации в городе. Шеридан создала его бюст и подарила ему.
Позже она написала о том, как они проводили время вместе на Хэмпстед-Хит:
«Мы пошли пешком по боковой дороге по грубой песчаной тропе, вдали от людей и света.
На берегу я расстелила свою белую шубу, и мы сидели там час или больше.
Это было очень красиво."
Шеридан не занималась скульптурой до 1914 года, до 29 лет. Горе, поразившее её в связи
со смертью ее маленькой дочери, привело к тому, что она создала скульптуру ангела,
она установила её на могиле. Работа стала утешением. Когда ее муж умер на Западном
фронте в следующем году, Шеридан сняла небольшую студию в Лондоне и посвятила себя
изучению скульптуры. Ее первая лондонская выставка прошла с большим успехом и привела
к заказу от таких деятелей, как Х. Г. Уэллс, Герберт Асквит и Уинстон Черчилль. Последний
был ее двоюродным братом. Они были близкими людьми. Но когда Шеридан рассказал Уинстон
о своих литературных амбициях, он не только не оценил её амбиции, но и высказался
о них весьма нелициприятно.
«Лучше, - писал он, - чтобы понравиться вдохновить мужской пол».
Шеридан проигнорировал его. Ее карьера скульптора и журналиста в конечном
итоге принесла шестнадцать книг.
К тому времени, когда она встретила Каменева в Лондоне, она была признанным художником
независимых средств, но она никогда не была опубликована. Когда Каменев лично пригласил
ее поехать вместе с ним в Россию, чтобы устроить перевороты из его собратьев-революционеров,
она, казалось, воспользовалась этой возможностью.
Конечно, она хотела приключений и узнать правду о большевиках -
«эти дикие звери, которые были представлены как готовые напасть на нас и пожрать нас!»
Каменеву удалось обеспечить ее проезд в Москву, доставив ее к причалу на корабле торговой
делегации в Стокгольм, и оттуда эстонская виза, в которой она нуждалась для въезда в Россию.
Она осталась в Кремле на два месяца, создав великолепные модели Троцкого, Ленина
и других советских шишек.
В результате появились ее дневники в русских портретов (1921), книги , которая оказалась спорной
из - за гуманизации этих «диких зверей» из Кремля. Скандал стал и семейным. Черчилль был
госсекретарем и провел последний год, настойчиво подталкивая союзников к борьбе против
Красной Армии в гражданской войне в России.
Шеридан писала в предисловии к книге:
"В Англии есть люди, которые возмущены тем, что делают Ленин и Троцкий. В Москве
были люди, которые были в ужасе, что делает Черчилль, но как портретист я не имею
никакого отношения к политике; именно человек интересует меня, человек с его силой и
слабостью, его амбициями и страхами, с его честностью или отсутствием угрызений
совести, его совершенством и уродствами."
На самом деле Шеридан глубоко интересовалась политикой. Находясь в Кремле,
она много беседовала с Советами об их целях, законодательстве и секретных
организациях. Тем не менее книга фокусируется преимущественно на характеристиках
- отличительных чертах, сочных человеческих деталях.
Она пишет о Троцком:
«Когда он говорит, его лицо загорается, а глаза мерцают. Внезапно у меня возникла мысль
попросить его расстегнуть воротник для меня. Он расстегнул свою тунику и рубашку внизу
и обнажил великолепную шею и грудь. Я работала яростно в течение получаса, который
был слишком коротким. Я пытался передать в свою глину часть его энергии и жизненной силы.»
И о Ленине
«Никогда я не видела, чтобы кто-то имел так много лиц. Ленин смеялся и хмурился, и
выглядел вдумчивым, грустным и юмористическим, все по очереди. Его брови дернулись,
иногда они поднимались прямо вверх, а затем снова злобно сжимались. Я наблюдал за
этими выражениями, ждала, колебалась, а затем сделал свой выбор - это был его
испорченный взгляд. Чудесно! Ни у кого больше нет такого взгляда, это имел он один.»
Когда она вернулась из Москвы, лондонское общество (включая Уинстона) хладнокровно
отвернулось от неё. Поэтому она пересекла Атлантику, и отправилась путешествовать по США
и Мексике. Она провела несколько дней с Чарли Чаплином и создала его бюст - в газетах пойдут
слухи о романе. Её жизнь совершила много поворотов, а также а также появилось много книг о
путешествиях, включая « По всей Европе» с «Сатанеллой» (название ее мотоцикла) (1925),
«Турецкий калейдоскоп» (1926) и « Арабская интерлюдия» (1936).
Она умерла в 1970 году и была похоронена рядом с бредской церковью в Суссексе,
на юго-востоке Англии, где стоит памятник, вырезанный из массивного дуба, ее сыну Дики,
который скончался от аппендицита в возрасте двадцати одного года,
путешествуя с ней в Константинополь.