Смерть и поэзия

Dec 14, 2019 22:07

«Каждый должен умереть» («Вisogna morire»).

Пассакалья о жизни (смерти), «Человек исчезает как тень»- одно из самых известных вокальных произведений XVII века. Обычно приписывается, хотя и без достаточных на то оснований, итальянскому композитору Стефано Ланди.

image Click to view



Какая ошибка -
считать, будто зыбкий
наш век нескончаем;
мы все умираем.



Жизнь - словно виденье,
дана в наслажденье;
но краток миг счастья,
и смерть в своей власти.
Не сыщешь лекарства,
ни средства, ни царства,
нет в мире решенья,
от смерти спасенья.

Так пой, умирая,
на цитре играя,
на лютне, на флейте,
готовься ты к смерти.
Встречай её миром,
весельем и пиром,
ведь всякий на свете
готовится к смерти...

Произведение было чрезвычайно популярно в XVII веке, входит в репертуар известных ансамблей старинной музыки и вокалистов. Среди наиболее известных исполнителей: Марко Бисли и ансамбль «I’Arpeggiata»

Эта ария является адаптацией популярной в своё время темы, развивающей идеи Тридентского собора. Passacaglia della vita состоит из коротких строф, объединённых рефреном, в котором проводится тема быстротечности жизни и неминуемой смерти. Эта тема является развитием идеи Memento Mori, популярной в Древнем Риме. По свидетельству Тертуллиана там существовал обычай, по которому сопровождающий победоносного военачальника во время триумфального шествия ликтор шептал ему на ухо, что он смертный человек («Respice post te! Hominem te memento!»)

Другим прямым источником вдохновения и художественных образов автора текста песни является Ветхий Завет. Подобные мотивы пронизывают Псалтирь:

«Человек - что дуновение ветра, дни его исчезают, как тень»

По другой версии тема песни является отголоском средневековых плясок смерти, «danse macabre»

О, напрасно ты думаешь, что смерть далека.
Всем придётся умирать.

Жизнь только сон. Она, кажется, так сладка,
но радость скоротечна. Всем придется умирать.
Не помогут врачи, бесполезен хинин,
исцелиться нельзя. Всем придется умирать.

Грош цена слезам, угрозам, браваде, что
рождает кураж. Всем придется умирать.
Никакое учение не найдет слов, чтобы утешить
эту горечь. Всем придется умирать.

Нет такой уловки, чтобы развязать этот
узел, и нет проку бежать. Всем придется умирать.
Для всех одно, и хитрец не избежит удара.
Всем придется умирать.

Умирать с пением, с игрой на цитре
или мюзете. Умирать всем придется.
Умирать в танце, на попойке, в пиру.
Все - мертвецы, всем придется умирать.

Немилосердная смерть, вероломна со всеми,
опозорит каждого. Всем придется умирать.
Кто сходит с ума или бредит - обманет
одного себя. Всем придется умирать.

И детство, и юность, и зрелость - все
закончится прахом. Всем придется умирать.
Здоров или болен, силен или немощен -
никто не вечен. Всем придется умирать.

Смерть в твоей груди, когда ее меньше
всего ждешь. Всем придется умирать.
Не думаешь о ней, как свет вдруг померкнет
в глазах и ты уже мертв. Скажи теперь...
Всем придется умирать.

Пассакалья - это одна из формы вариаций. Основой песни является basso ostinato, повторяющаяся в нижнем голосе мелодико-ритмическая фигура, на фоне которой обновляются верхние голоса.

Смерть и поэзия

смерть, поэзия, музыка

Previous post Next post
Up