На этой обложке одного из первых выпусков сатирического журнала Моллы Насреддина изображен принц,
проходящий через сират (Сират, с арабского - путь, в исламской эсхатологии, мост, который расположен над
огненной преисподней. Мост Сират очень тонкий и не превышает размеры волоса и острия лезвия меча).
На другой стороне учитель, дающим ему руку из Эдемских садов, в то время
как мерсийекхан - элегические певцы пытаясь стащить его с мостика.
Переход в райский сад
Принц - последний король династии Каджар - Ахмад-шах Ирана (Персия)
Принц Ахмад изображает Иран, эта иллюстрация отражает веру многих прогрессивных людей в
Азербайджане в том, что спасение для Ирана, а также многих других соседних народов
находится в современном образовании, культуре и литературе, в отличие от гнилых
схоластических традиций и "элегического пения"
Портрет Джалиля Мамедкулузаде
Журнал "Молла Насреддин" был основана в 1906 году известным писателем Джалилем
Мамедгулузаде(1866-1932), ярким членом азербайджанской интеллигенции начала 20-го века.
Родившийся в Нахчыване, Мирза Джалиль (как его почтительно называли люди) был
на переднем крае борьбы за просвещение общества.
Журнал был назван в честь популярного персонажа в юмористическом фольклоре многих народов
от Балкан до Китай. Названный как Анастратин греками, как Насреттин Ходжатурецким и
Насурдин Афанди уйгурами, этот остроумный человек называется Молла Насреддинв Азербайджане.
Как и этот изобретательный персонаж, журнал также завоевал популярность в широкой географии
и считается основателем традиции сатирических публикаций и иллюстраций во многих странах,
включая Азербайджан, Иран и Турцию.
Первый выпуск Моллы Насреддина был 7 апреля 1906 года в Тифлисе (Тбилиси, Грузия), и в духе
этого великого культурного центра на Кавказе он был продуктом очень умной и по-настоящему
международной совместной работы. В период Тифлиса в истории журнала (1906-1917) иллюстрации
были сделаны многими художниками, среди них - Оскар Шмерлинг (1863-1938)
и Йозеф Роттером, два представителя школ Санкт-Петербурга и Мюнхена.
Оскар Иванович Шмерлинг
Уроженец Тифлиса, Шмерлинг был одним из основателей художественной школы,
которая в некотором смысле была предшественником ныне известной
Тбилисской государственной академии искусств в Грузии.
Азим Аслан оглы Азимзаде
Другой художник Муллы Насреддин, базирующийся в Баку Азим Азимзаде (1880-1943), считается
основателем азербайджанской сатирической графики и Бакинской художественной школы,
где он читал лекции более двадцати лет, и котора носит его имя.
Его часто называют сабиром азербайджанского искусства, поэта
Мирзы Алакбара Сабира (1862-1911), который славился написанием
острой сатиры по социальным вопросам.
Фактически, многие иллюстрации были сделаны к стихам Сабира и опубликованы в Молле Насреддине.
Обложка первого номера хорошо иллюстрирует его сатирическое стихотворение, начиная со следующего стиха:
Обложка первого номера Моллы Насреддина
Сон - спасенье для тебя, не раскрой случайно глаз,
Нет, не позволяй ему улететь хотя б на час!
Ты в беспамятство впади, позабудь совсем о нас!
Пусть кипит, бушует мир - не моргни ты, не проснись!
Журнал "Молла Насреддин" проходил через три периода: Тифлис (1906-1917), Тебриз (1921)
и Баку (1922-1931). Он был запрещен уже в 1917 году в Российской империи.
В Тебризе было опубликовано всего 8 выпусков. "Молла Насреддин" прекратил издание
в 1931 году, вероятно, потому, что Мирза Джалиль скончался в январе 1932 года в Баку.
Мы не позволим вам идти вперед
Надпись на локомотиве говорит - новый стиль, что означает новые методы в образовании.
Два человека , остающиеся на путях, имеют надписи - старые методы, старые знания и старые традиции.
Борьба за просвещение простирались за пределы Северного Азербайджана, который входил
в состав Российской империи, и по отношению к другим тюркским народам России.
Достопримечательности Бухары
Диалог между доктором и эмиром Бухары:
Эмир: Доктор, в чем его болезнь?
Доктор: мозги бедняка давно иссохли. Ему нужно лекарство сразу, иначе он скоро умрет.
Эмир: Какое лечение?
Доктор: Его можно вылечить лекарством из этой бутылки.
Эмир: Я должен проконсультироваться с моими министрами и священнослужителями.
Исмаил Гаспринский из Крыма
На этой иллюстрации Исмаила Гаспиралы ( Гаспрински ) (1851-1914) известного крымскотатарский
интеллектуал, педагог, издатель и политик с газетой Терджуман и учебником "Ходжа-и-Сюбьян
- учитель детей" в руке.
Двое мужчин, угрожающих ему, похожи на татарских и азербайджанских священнослужителей.
Надписи на бумагах, которые они держат, говорят, что они против новых методов
- это исламский шариатский закон и Текфир - отступничество, объявляющее Гаспиралы как неверующего.
В Рушдийской школе в Крыму
Директор, конфискующий оборудование, говорит:
«Вы можете учить всем, чем хотите, например « Священной историей »,
но у вас нет права преподавать науку."
Хорошая школа, плохая школа
Почти та же тема - тема двух других иллюстраций изображает Северный Азербайджан.
В заголовке для первй говорится:
«Это то, что должно быть; путь которым надо идти ».
Во второй солдаты удаляют столы из школы:
«Тебе не нужны такие новые школы. Демонтируйте это быстро ».
Политические и социальные проблемы в Российской империи, как и в мире, часто были
темами для иллюстраций в журнале "Молла Насреддин" , на которых было много знакомых лиц.
Михаил Меньшиков
Этот мультфильм с кавказцами, сражающимися друг с другом на заднем плане, сатира
на Михаила Меньшикова (1859-1918) - известного российского интеллектуала,
издателя и общественного деятеля, одного из идеологов русского национализма .
« Новое время» - газета «Новый век», плачет крестьянка:
« Бедствие! ... Кавказ уходит! ... »
Вопрос о поселенцах
Иллюстрация как решается вопрос поселенцев, русских иммогрантов, и с кыргызской семьей.
Правительственный чиновник говорит:
«Убирайтесь и двигайтесь отсюда: нашим нужна земля».
Лев Толстой
Вы наверняка узнали белого бородатого джентльмена на этой иллюстрации.
Это всемирно известный русский писатель граф Лев Толстой (1828-1910).
Один из «религиозных» азербайджанцев на заднем плане говорит другому:
« Мешеди Пирведи,этот русский, уверен, порядочный человек, если у него такая борода, да!»
Карикатура, вероятно, относится к широко известному факту, что Толстой интересовался
исламом и читал некоторые исламские религиозные тексты, даже опубликовали книгу с
избранными высказываниями пророка Мухаммада.
Молла Насреддин очень уважал известного русского писателя,
это его с черно-белая обложка, посвященная смерти Толстого в 1910 году.
Железнодорожная партия
На этой иллюстрации рассказано, что Османская империя проводит железную дорогу
в Германию и Австрию. Подпись на кастрюле - Osmanli memleketi - Османская империя.
Оттоман говорит:
«Будь терпелив: я тоже проведу тебе в Италию, Болгарию и Сербию»,
ждущих на заднем плане.
Многие иллюстрации также критиковали различные традиции и негативы в азербайджанском
обществе, от насилия в семье до социального и политического участия женщин в обществе.
Свободная любовь
Принудительный брак - тема для иллюстрации с надписью на русском языке « Свободная любовь» - Свободная любовь. Важно отметить, что читать надо изображения справа налево, как в арабском языке, используемом в то время в Азербайджане.
Итак, первая фотография справа говорит:
«Если вы не захотите добровольно, я возьму вас силой».
На следующей картине ахун- клерик говорит:
«Леди, так как вы ничего не говорите, кажется, вы согласны.
По приказу Бога я выйду за вас , господин ».
Русская жена
Диалог между старой дамой и джентльменом таков.
- "Дорогой! Почему вы держите русскую жену, оставляя мусульманских девушек незамужними
(избегете одиноких мусульманских девушек)?
- «Тетя! Что делать, жениться на мусульманке, мне нужно не менее
тысячи манатов, я бы не собрал такие деньги ».
Мусульманский интеллектуал и его жена
Подпись к этой иллюстрации гласит, что это Müselman inteligenti ve arvadi
- мусульманский интеллектуал и его жена.
Один образ «в Париже», другой - «в его деревне на Кавказе».
Молла Насреддинбыл флагманом движения за просвещение в начале 20-го века
в Азербайджане, который оставил много замечательных достижений:
1901 год - первая светская школа для мусульманских девушек;
1908 год - первая опера на Востоке, сочетающая классическую европейскую музыку
с национальной музыкальной традицией;
и в конечном счете 1918 год - Азербайджанская Демократическая Республика, первая
парламентская республика на мусульманском Востоке, с женщинами,
имеющими права голоса и даже раньше, чем многие современные демократические
государства, как Соединенные Штаты (1920) и Франция (1944).
Источник - arazyusubov.wordpress.com