Marie Bracquemond (1840-1916)
«Импрессионисты изобрели... не только новый, но и очень полезный способ смотреть на вещи.
Это, как если бы вдруг открылось окно и... потоками ворвался солнечный свет и свежий воздух».
Так писала одна из самых талантливых, но малоизвестных художниц круга импрессионистов
- Мари Бракмон (Бракемон).Знаменитый художественный критик Гюстав Жеффруа, много писавший об
импрессионистах, отдавая должное ее дарованию, называл Бракмон «одной из трех леди импрессионизма»
(под другими двумя он подразумевал Б. Моризо и М. Кассат).
Marie Bracquemond (1840-1916) «Автопортрет» 1870 г.
Мари родилась 1 декабря 1840 года в местечке Арджентон в Бретани. Отец, морской капитан, умер вскоре
после рождения дочери. Мать вступила в новый брак, и после нескольких переездов семья поселилась в
Этампе недалеко от Парижа. Сначала Мари училась живописи у одного художника-реставратора, но в 1857
году на работы Мари обратил внимание академический живописец Альфред Стивенс, она была также
представлена Энгру, у которого брала уроки и чей стиль она переняла. Критик Ф. Бюрти называл Мари в
числе «самых интеллектуальных учеников студии Энгра».
Marie Bracquemond (1840-1916) Женщины в саду
В 1857 году девушка с успехом дебютировала в парижском Салоне и однажды даже получила заказ на картину
от императрицы Евгении. Позднее директор французских музеев граф де Ньевенкерк поручил молодой художнице
сделать копии с шедевров, хранящихся в Лувре. Во время копирования Рембрандта в залах Лувра она
познакомилась с художником и графиком Феликсом Бракмоном, который работал в Лиможе в качестве художника
по фарфору.
Marie Bracquemond (1840-1916) Женщины в саду
Он был близким другом будущих импрессионистов и постоянным участником их шумных встреч в кафе Гербуа
и «Новые Афины». Мари и Феликс сочетались браком в августе 1869 года, а в 1870 году у них родился с
ын Пьер. Вскоре супруги вынуждены были уехать из Парижа и поселиться в Севре: ребенок родился слабым,
и врачи рекомендовали ему свежий воздух.
Marie Bracquemond (1840-1916 ) Портрет сына Пьера
В этот период Бракмоны активно сотрудничали с мануфактурами по производству фарфора в Севре и Лиможе,
создавая эскизы для их изделий. Живя в отдалении от Парижа, Мари помогала мужу в его работе и
создавала эскизы для фарфора и керамики, не прекращая занятий живописью (участвовала в парижских
Салонах 1874 и 1875 годов).
Marie Bracquemond (1840-1916) «Ирис в вазе»
Успешным было ее участие в Выставке декоративного искусства 1876 года, а два года спустя - в экспозиции
Всемирной выставки в Париже. Знакомство с импрессионистами и их творчеством оказали на художницу
неизгладимое впечатление. Очарованная возможностями, которые открывает перед художником живопись на
пленэре, Мари Бракмон отказалась от своего прежнего академического стиля и стала работать в
импрессионистской манере, она приняла участие в трех выставках импрессионистов. Особое влияние на ее
творчество оказали Ренуара и Моне.
Marie Bracquemond (1840-1916) «Под лампой»
Осматривая работы Мари Бракмон на выставках импрессионистов, Дега неизменно приходил в восторг.
Жизнь в провинции наложила на творчество Мари отпечаток непосредственности, интимности. Любимыми
темами ее работ были интерьеры, натюрморты и пейзажи, ее интересовали мерцающие эффекты «солнца
и воздуха», которые она создавала с помощью крохотных диагональных мазков утонченных оттенков.
Наиболее известные картины художницы: «Дама в белом» (1880), «На террасе в Севре» (1880) и
«Полуденное чаепитие» (ок. 1880).
Marie Bracquemond (1840-1916) «Полуденное чаепитие»
Marie Bracquemond (1840-1916) «На террасе в Севре»
И все-таки имя Мари Бракмон оставалось мало известным публике. Одной из причин тому было ревнивое
отношение к ее успеху со стороны мужа, который отличался деспотичным характером и придерживался
довольно консервативных взглядов на искусство.
Он, например, с большим предубеждением относился к пленэрной живописи импрессионистов, хотя и
дружил с Э. Мане, А. Фантен-Латуром и Э. Дега. Отвергал Феликс Бракмон и метод пуантилизма
(«точечной живописи»), разработанный Ж. Сера и П. Синьяком.
Marie Bracquemond (1840-1916) «Феликс Бракмон в мастерской»
По воспоминаниям Пьера, сына художницы, отец отрицательно относился к участию Мари в выставках
импрессионистов (хотя сам иногда экспонировался на них). Он вообще ревновал ее к успеху, часто
препятствовал показу ее работ друзьям. Это привело к тому, что Мари к 1890 году совсем оставила
занятия станковой живописью, целиком посвятив себя на многие годы эскизам для Севрской мануфактуры.
Marie Bracquemond (1840-1916) «Сын художника и сестра в саду в Севре»
Художница тихо умерла в 1916 году, пережив своего мужа, и была похоронена на кладбище
в ставшем ей близким Севре.
Marie Bracquemond (1840-1916) «Пейзаж зимой»
Ретроспективная выставка работ Мари Бракмон, которая состоялась в 1919 году в парижской галерее
Бернхайма, включала всего 90 полотен, 34 акварели и 9 гравюр. Хотя живописное наследие художницы
из Севра невелико, но и то, что она успела создать, позволяет считать Мари Бракмон одной из
главных представительниц импрессионизма.
Marie Bracquemond (1840-1916) «Три дамы с зонтиками (Три грации)» 1880 г.
Marie Bracquemond (1840-1916) «Вид на сад» 1890 г
Marie Bracquemond (1840-1916) «Пьер Бракемон рисует букет цветов» 1887 г
Автор: Валерий Койфман (Журнал «Семь искусств»)
(см. продолжение)