Маска всегда выразительнее лица
Оскар Уайльд
Предтеча экспрессионизма и сюрреализма
James Sidney Edouard, Baron Ensor ( 1860 - 1949)
- бельгийский художник, график и живописец.
Анри де Гру. Портрет Энсора
Джеймс Энсор (James Ensor) - выдающийся художник-символист, яркий представитель
авангардного искусства XX века. У себя на родине он возведен в ранг национального
героя и удостоен баронского титула. И такие почести ему воздаются не случайно:
так Бельгия выражает свою признательность самому известному национальному живописцу,
заслужившему мировое признание.
James Ensor | Skeletons Fighting over a Hanged Man.1891
James Ensor | La muerte persigue al rebaño humano. 1896
James Ensor | Death and the Masks. 1897
James Ensor | Skeletons Trying to Warm Themselves. 1889
James Ensor | The Skeleton Painter. 1896
James Ensor | Skeletons Fighting Over a Pickled Herring. 1891
Джеймс родился 13 апреля 1860 года в небольшом городе Остенд на берегу Северного моря.
Отца он почти не знал, следы родителя затерялись где-то в Америке, куда тот поехал по
делам. Зато отношения с матерью были очень теплые. Она была владелицей устричной лавки,
где продавались не только дары моря, но и карнавальные маски, мелкие индийские
безделушки, яркие китайские веера и так далее. Возможно, постоянное общение с пусть
примитивными, но все-таки предметами искусства, рано пробудило в мальчике желание
самому создавать прекрасное. Он увлекся рисованием, его первыми работами стали очень
точные зарисовки живописных окрестностей.
James Ensor | La mangeuse d'huîtres. 1881
James Ensor | Russian Music. 1881
James Ensor | The Bathing Hut. Afternoon. 1876
James Ensor | The Drunkards. 1883
В 17 лет юноша перебрался в Брюссель, где посещал занятия в Академии художеств. Он
быстро понял, что его привлекает не академическая живопись, а творчество Халса,
Рембрандта, Гойи, Калло, и начал самостоятельно изучать их манеру письма. К середине
80-х годов XIX века Энсор стал довольно известным художником у себя на родине. Он
принял участие в нескольких выставках, где представлял свои пейзажи и интерьерные
картины, которые сам называл «impression», подчеркивая тем самым приверженность к
новому направлению парижского авангарда. В 1884 году в Брюсселе сложилось общество
представителей искусства, которое вошло в историю европейской культуры под названием
«Группа ХХ» или «Двадцатка». Энсор был одним из ее создателей. Члены этого объединения
организовывали художественные чтения, концерты и выставки живописи, где дебютировали
картины таких авторов европейского авангардного направления, как Сёра, Писсаро,
Тулуз-Лотрек, ван Гог, скульптор Роден. Не раз экспонатами этих выставок становились
и работы Энсора. Он сразу обратил на себя внимание картинами, которые можно назвать
одним словом - маски.
James Ensor | The Man of Sorrows. 1891
James Ensor | Astonishment of the Mask Wouse. 1889
James Ensor | Intrigue.1890
James Ensor | The Dangerous Cooks. 1896
James Ensor | The Grotesque Singers. 1891
James Ensor | Máscaras singulares. 1892
Английский писатель Оскар Уайльд как-то заметил, что «маска всегда выразительнее лица».
Эти слова как нельзя точнее отражают суть творчества художника того периода. Он
«приклеивает» грубые балаганные маски, символизирующие всевозможные пороки, на
благопристойные лица персонажей своих картин. И сразу же хитрость, жадность, похоть,
трусость, лицемерие - одним словом, все, что обычно старательно прячется от посторонних
глаз, - становится явным. Тема маски присутствует и в самой известной картине Энсора
«Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года». На известный библейский сюжет он
взглянул глазами художника-символиста. Его Христос выступает в роли свидетеля и зрителя
пошлого, мелкого и бездарного спектакля человеческий жизни, который разыгрывается
прямо на улице.
Джеймс Энсор | L'Entrée du Christ à Bruxelles, 1888
На огромной по размерам картине изображены люди разных возрастов, слоев общества,
характеров: добродушный юноша и зловеще ухмыляющийся субъект в котелке, самодовольный
епископ и экзальтированная дама и так далее. И все они сливаются в огромную и
бесформенную толпу, которой руководит военный оркестр. Единственный персонаж, которому
маска оказалась не нужна,- это Христос. Картина не получила признания у художников
из «Двадцатки», на нее ополчилась пресса. Но это было вполне в духе традиций: еще со
времен Босха и Брейгеля «соседство» библейской темы и социальной сатиры вызывало
неприятие и резкую критику.
Художник James-Ensor
Энсор умер в 1949 году, прожив почти 90 лет. Последние полвека художник практически не
писал ничего нового, все его работы - в основном это были офорты - повторяют сюжеты его
же картин. Но за то относительно недолгое время, которое судьба отпустила ему на
творчество, он успел сказать свое слово в нескольких авангардных направлениях живописи:
импрессионизме, экспрессионизме и сюрреализме.
Источник - Artifex.ru