Старый Баку

Mar 18, 2017 18:21



Баку на старых почтовых открытках

АТЕШГЯХ - Зороастризм

Огни Баку сделали его в незапамятные времена одним из самых почитаемых
святилищ огнепоклонников - Зороастрийцев.




Баку. Сураханы. Храм огнепоклонников. Открытка имперских годов

Со всех концов земли добирались они сюда поклониться вечному пламени, вырывающемуся из
недр земли. В Баку находилось три культовых очага - атешгях («Храм огня»): один в поселке
Сураханы, другой в «Пираллахы» (сейчас остров Артема), а третий - на горе Шубаны.

Храм огнепоклонников на горе Шубаны почитался более других. Землей в тех местах владел
некий Абдал дервиш. Из неглубоких колодцев добывали нефть, продавали ее, а деньгами
Абдал дервиш одаривал хворых, сирых да неимущих. Шубанинский Атешгях разрушили в конце
прошлого века.




На рисунке Жана Пьера Моне. Опубликовано в «Le Tour du Monde» (Париж, 1860)

В конце 50-х годов XIX столетия в Баку приехал известный французский писатель Александр
Дюма вместе с сопровождавшим его в поездке по России художником Ж. П. Муаном… В книге
«Путешествие по Кавказу» он описывает свои впечатления от капища в Сураханах:
«После двухчасовой езды (первая половина дороги шла по берегу моря) мы прибыли на
вершину холма, откуда нашим взорам представилось море огней.
Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотню неправильных
отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет,
наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить.




Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907)

Средь островков пламени выделяется квадратное здание, освещенное колышущимся пламенем.
Оно покрыто белой известью, окружено зубцами, из коих каждый горит как огромный газовый
рожок. Позади зубцов возвышается купол, в четырех углах которого пылает огонь.




Атешгях_Гравюра_Мойне

Мы прибыли с западной стороны и потому вынуждены были объехать кругом монастырь, в
который можно войти только с востока. Зрелище было неописуемым, захватывающим, такая
иллюминация бывает только в самые праздничные дни.
Г- н Пигулевский сообщил о нашем прибытии, это и послужило поводом к празднику для
этих бедняков, которые привыкли подвергаться преследованиям на протяжении двух тысяч
лет и поэтому спешат повиноваться властям.




Малый почитаемый огонь. На заднем плане - чахартаг и огни келий, горящие в ряд.
Рисунок 1865 г

Увы, те из моих соотечественников, которые захотели бы видеть после меня гебров,
персов и маджу, должны поспешить: в монастыре живут только три огнепоклонника - один
старец и двое молодых людей тридцати-тридцати пяти лет…




Семь почитаемых огненных ям и храмовое ограждение в с. Сураханы.
Рисунок Э. Кемпфера, конец XVII в

Мы вошливо внутреннюю часть здания. Она состоит из огромного квадратного двора,
посреди которого возвышается алтарь с куполом. В центре алтаря горит вечный огонь.
В четырех углах купола, как на четырех гигантских треножниках, пылают четыре очага,
поддерживаемые рвущимся из-под земли огнем.




К алтарю поднимаются по пяти или тести ступеням. К внешней стене пристроено до двадцати
келий, двери их отворяются изнутри. Они предназначены для учеников Зороастра. В одной
из келий в стене ниша, а в ней помещены два маленьких индийских идола.




Церемония гебров в Атешгяхе. Рисунок Жана Пьера Моне.
Опубликовано в «Le Tour du Monde» (Париж, 1860)

Один из персов надел свое жреческое платье, другой, совершенно нагой, накинул на себя
нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного
на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы, почти от соль доми, в котором имя
Брамы повторялось довольно часто. Иногда жрец припадал лицом к земле, служитель тут же
бряцал двумя тарелками - одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук.
По окончании священнодействия жрец дал каждому из нас по маленькому куску леденца,
взамен которого мы наградили его деньгами. Потом мы отправились осматривать большие колодцы.




Баку. Сураханы. Храм огнепоклонников. Открытка имперских годов

Самый глубокий имеет около 60 футов глубины; из него некогда черпали воду. Вода
была солоновата, но вдруг она исчезла. Бросили туда зажженную паклю, чтобы узнать,
что стряслось; колодец тотчас воспламенился, и с тех пор огонь не погасает. Опасно
слишком наклоняться над колодцем… от паров может закружиться голова, а потеряв голову,
в свою очередь, ноги могут потерять землю, и тогда послужить горючим веществом для
подземного огня. По этой причине колодец окружен перилами… Другие колодцы вровень с
землей. Над их отверстием кладут решетку, а на решетку камни, которые превращаются в
гипс менее чем за двенадцать часов.




Баку. Сураханы. Храм огнепоклонников. Открытка имперских годов

Пока мы смотрели на это превращение, офицер - комендант селения Сураханы.
отстоящего на версту от монастыря - явился с приглашением пожаловать к нему на чай.
Мы отправились.
Чай был только предлогом. Он угостил нас (в прекрасной комнате, убранной так, что
она могла служить для нас вместо спальни) превосходным татарским ужином, составленным
из плова, шашлыка, груш, винограда и арбузов. Мы задержались у него до одиннадцати
часов. Мне очень хотелось остаться до следующего утра. но неловко было отпустить
г-на Пигулевского одного в Баку.
Мы возвратились с ним через эту Сольфатерра , которая имеет то важное преимущество
перед неаполитанской Сольфатерра, что никогда не гаснет»

Манаф Сулейманов Дни минувшие




"Бр.Нобель" своим логотипом и символом избрало изображение находящегося
на Апшероне Храма Огнепоклонников..."




Храм огня на азербайджанской почтовой марке 1919 года




Зороастрийское богослужение в Атешгяхе во главе с мобедом Курошем Никнамом (Иран)
- наши дни

зороастризм, Баку, Азербайджан, старый Баку

Previous post Next post
Up