Кот казанский

Jan 21, 2017 18:03



Кот Казанский - представитель семейства кошачьих, ставший героем исторических
преданий и легенд, фольклорных и лубочных сюжетов XVI-XX веков и объектом
памятников XXI века.




Кот Казанской, ум астраханской, разум сибирской…
Лубок. Россия. XVIII век


В середине XVIII века вести о казанской породе достигли императорского двора.
По высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны от 13 (24) октября 1745 года
тридцать казанских котов были доставлены в Санкт-Петербург для «ловления мышей»,
в изобилии расплодившихся в недостроенном Зимнем дворце. Определённые на
государеву лейб-гвардейскую службу и особое довольствие, коты справились с
поставленной задачей и прижились в Зимнем.




Мыши кота погребают. Россия. Лубок. XVIII век

На протяжении нескольких столетий сюжет о погребении кота находил воплощение в
графическом искусстве и литературных произведениях, иллюстрация и текст обретали
разные редакции и толкования
Центральное место на картинке отведено коту, со связанными лапами лежащему на
дровнях, по обе стороны тянется процессия мышей. Каждая фигура наделена
индивидуальностью и представлена шуточной пояснительной подписью. Число мышей в
разных редакциях менялось (доходя до 66-ти), переиначивалось также содержание
легенд, на одних «перелицовках» действие происходило зимой, на других летом.

Лубок «Мыши кота погребают» считался сатирой на царя Алексея Михайловича.




Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского. 1663.
Национальная библиотека Франции

Гравюра чешского художника Вацлава Холлара «Подлинный портрет кота Великого князя
Московского», выполненная в 1660-е годы, может быть и портретом самого Алексея
Михайловича.
«Подлинное изображение кота великого князя Московии» - раннее изображение данного
домашнего животного на картинах (гравюрах) на территории России. Иногда объясняют
это странное обстоятельство тем, что на самом деле на гравюре изображён вовсе не
кот, а сам царь Алексей Михайлович под видом кота. По их мнению, воспроизводить
истинное лицо правителя в XVII веке художники не решались, существовали лишь
парадные портреты. Но использовать эзопов язык, изображением кота передавая
характер великого князя Московского, никто европейскому мастеру запретить не мог.




Мыши кота погребают. Россия. Лубок XVIII век

С образом Петра связывают поздние редакции лубочной картинки.
Похоронное шествие рассматривается и как карнавал.




Как мыши кота хоронили. Мастер Ф. Д. Ерошкин.
Дерево, резьба. Владимирская губерния. Конец XIX - начало ХХ века

Кот Казанский демонстрирует отличительную особенность русской смеховой культуры
- «амбивалентность смешного и страшного», при этом «смех явно довлеет над страхом».




П. Н. Лепешинский. Как мыши кота хоронили.
Карикатура. 1903

Карикатура появилась после II съезда РСДРП, где произошёл раскол членов партии на
большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова «Вперёд или назад» с подзаголовком
«Вместо надгробного слова», обозначающим «политические похороны» Ленина.
Автором карикатуры был П. Н. Лепешинский. Рисунок, изображающий главного героя
повешенным, состоял из трёх частей:
На первой из них был изображён Ленин в виде будто бы мёртвого кота, вокруг которого
пляшут торжествующие мыши - Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и
«премудрая крыса Онуфрий» - Плеханов.

Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами
и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился
домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая
крыса Онуфрий» - Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с
диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто.
И кончился пир их бедою!







Г. И. Нарбут. Иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили». 1910

В 1910 году лубочный сюжет в литературном переложении В. А. Жуковского был иллюстрирован
Г. И. Нарбутом, отошедшим от традиционной интерпретации и привнесшим в оформление
европейские реалии




Памятник Коту Казанскому Город Казань, скульптор И.Н.Башмаков

прикладное искусство, коты и кошки, лубок, карикатура

Previous post Next post
Up