«Есть запахи, чья власть над нами бесконечна…»
Аллегории запаха
В эпоху Возрождения, когда в обществе нашли отклик гуманистические идеи и человек
со всеми его физиологическим особенностями стал предметом пристального внимания,
- в живописи весьма востребованным приемом оказались аллегории.
Именно аллегориям предназначено выражать квинтэссенцию явлений и понятий.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/37629529.da/0_ee2f3_4e6fd50c_orig.jpg)
Герард де Лересс Аллегория пяти чувств
Самый простой подход в живописном иносказании: прекрасные девы, занятые каждая
своим«профессиональным» делом, изображены с соответствующими атрибутами.
«Слух» обычно ассоциируется с музыкой. «Обоняние» - герой или героиня держит букет,
вазу с благовониями,а еще, бывает, знаковая «роль» в сюжете отведена… собаке.
Это животное как символ обоняния можно обнаружить еще в средневековых рукописных
книгах, так называемых бестиариях. А в Древней Греции за возможность различать
ароматы отвечала сама богиня Диана.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195990/37629529.db/0_ee315_181b562c_orig.jpg)
Жан Рау Обоняние (из серии пяти чувств) 1720-е
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/37629529.db/0_ee313_a50be617_orig.jpg)
Филипп Мерсье Ощущение запаха 1747
VIA