Звезды живописи в балете
Сергей Дягилев - великий антрепренер, один из первых продюссеров в мировом искусстве,
который научился продвигать творчество и создавать на его основе рабочую бизнес-модель.
Покинул Россию после Первой мировой войны. Создал за границей труппу «Русский балет».
В течение 20 лет с Дягилевым работали лучшие танцовщики, хореографы, художники и
композиторы. Маэстро не боялся экспериментов и имел нюх на таланты. Балеты,созданные
Дягилевым, до сих пор идут на мировых сценах.
Портрет Дягилева работы Валентина Серова (1909)
Август Макке. Русский балет (1912)
Балетная труппа Дягилева ворвалась на европейскую сцену - и покорила ее. Антрепренер
крепко подружил балет с изобразительным искусством. Но Дягилев привлекал не только
русских «звезд» живописи.
Пабло Пикассо
Вместе со сценаристом Жаном Кокто и композитором Эриком Сати работал над балетом «Парад»,
который стал самой смелой постановкой того времени - настолько смелой, что многие
зрители освистывали артистов, а критики плевались ядом в рецензиях. Труппа от этого
только выиграла: резонанс привел к переполненным залам.
Пабло Пикассо Персонажи двух управителей из балета "Парад" русского балета Дягилева XX
Балеты труппы Дягилева, которые оформлял Пикассо - это, фактически, его картины. которые
вдруг ожили и закружилисьв танце. Вначале прошлого века не каждый был готов к такому
зрелищу. Сегодня очевидно, что оно - прекрасно.
Пикассо создал сценографию и даже приложил руку к переменам в сценарии «Парада».
В свою очередь, русские балеты открыли для художника чудо масштабной работы.
А еще здесь он познакомился с первой женой - балериной Ольгой Хохловой.
После резонансного «Парада» Пикассо создал декорации и костюмы для балета«Треуголка».
Под влиянием танцев великий мастер отклонился от курса минимализма и снова увлекся
декоративностью и театральностью.
Пабло Пикассо Занавес к балету Парад. 1917
Тот случай, когда не только оформитель повлиял на театр, но и театр - на оформителя.
Полное взаимопроникновение индивидуальностей.
Огромный занавес к балету «Меркурий», созданный Пикассо, сейчас можно увидеть на
выставке в Центре Помпиду вместе с масштабными работами других мэтров.
Пабло Пикассо. Занавес к балету Меркурий. 1924.
Центр современного искусства Жоржа Помпиду, Париж
Пикассо своим занавесом-картиной на холсте открывал тогда не только эпатажное действо
на сцене, но и новый этап в своем творчестве: текучие линии - отдельно,цветовые пятна
- отдельно, но все это - вместе. На холсте «выходят из тени» Арлекин и Пьеро, и эту
работу Пикассо еще называют«Музыка».
Костюмы Пабло Пикассо к балету «Меркурий», 1924
Рикунок Пикассо для декораций к балету Меркурий - Три грации и Цербер, 1924
Пикассо с детства любил продемонстрировать свои мастерство и ловкость, рисуя человеческую
фигуру или животное одной непрерывной линией. Его способность, не отрывая пера от бумаги,
превращать завихрения линии в иллюзию чего-то твердого и прочного становится удивительной
демонстрацией виртуозности и потрясающего умения наблюдать.
Рисунки костюмов для «Меркурия» являют собой мастерские примеры каллиграфических рисунков
этого типа.
Леон Бакст
Мастер русского происхождения сделал эскизы костюмов для «Жар-птицы» - первого балета
в репертуаре труппы на русскую тематику. Также Бакс создал декорации и костюмы для
балетов «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя». Тонкая и
изящная работа мастера спровоцировала в Европе моду на все экзотическое,
русское и восточное.
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку
Н. А. Римского-Корсакова 1910.
Леон Бакст был знаком с Дягилевым еще со времен художественного объединения
«Мир искусства». В 1898 великий антрепренер организовал выставку Secession в
Мюнхене и ряд других выездных экспозиций российских мастеров, в которых
участвовали в том числе работы Бакста.
Леон Бакст создал бесчисленное количество эскизов к костюмам Русского балета:
Александр Бенуа
Основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» в Париже
зарабатывал созданием декораций и костюмов для Русского балета.
История сотрудничества прерывалась почти на 10 лет, пока весной 1923 года Дягилев
высказал старому приятелю Бенуа письменную просьбу восстановить творческие отношения.
Результатом стали декорации к опере «Лекарь поневоле» - легкие, воздушные, совсем
не похожие на резких гигантов Пикассо.
Тем не менее, сотрудничество долго не продолжилось.
Александр Николаевич Бенуа Эскиз декорации 2-го действия к комической опере
Шарля Гуно "Лекарь поневоле" 1924
После отъезда Бенуа Русский балет вернулся к новаторам: с Дягилевым сотрудничали
Пикассо, Андре Дерен, Брак, Хуан Миро, Август Маке, прекрасные пейзажист Морис
Утрилло и ряд русских авангардистов в эмиграции.
Александр Головин
Человек, который был бессловесным поэтом Серебрянного века: обличал эмоции не в слова,
а в рисованные образы.
В юности известный мастер занимался музыкой, поэтому в мире балета чувствовал себя
прекрасно. Прекрасны были и его эскизы для труппы Дягилева, выполненные в стиле модерн:
сочные, яркие, с четкими линиями и утонченными образами.
Александр Яковлевич Головин Шуты. Эскиз костюмов к опере А. Н. Корещенко
"Ледяной дом" 1900.
Наталья Гончарова
Арт-дива, рожденная на просторах Русской империи, была из тех представителей русского
авангарда, к сотрудничеству с которыми Дягилев очень тяготел. Во-первых - они были
новаторами, которые вызывали у публики легкий шок - великий антрепренер это любил.
Во-вторых, для него такое сотрудничество было возможностью утолить свою ностальгию
по родине.
Интересно, что Наталья Гончарова была правнучатой племянницей полной своей тезки,
жены А. Пушкина. Помимо прочих балетов, художница оформляла «Сказки о царе Салтане»,
поставленные по произведению родственника из прошлого.
Николай Рерих
Николай Рерих создал прекрасную сценографию и костюмы к опере «Князь Игорь»,
а главное - декорации и костюмы для «Весны священной» - балета, который вошел
в историю театрального искусства. Композитором выступил Игорь Стравинский,
хореографом - Вацлав Нижинский. Премьера состоялась 29 мая 1913 года в театре
Елисейских Полей.
Эскиз костюмов к балету 'Весна священная'. Худ. Н. Рерих
Несмотря на неоднозначность реакции зрителей, «Весна священная» оставалась одним из
любимых балетов Дягилева.
Николай Рерих вспоминал слова антрепренера:
«Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже
чувствуют ценность,и свистит только условная маска. Увидите следствия».
Так и случилось: балет стал классикой.
Жрец. Весна священная.1910-1913
Н.К. Рерих. Девушки. I, 2-й акт. 1912 (Весна священная)
Анри Матисс
Оформлял однотактный балет «Песнь соловья» на музыку Стравинского и постановку
«Странная фарандола», в которой звучит Первая симфония Шостаковича (премьера
состоялась в 1939 году в Монте-Карло).
Коко Шанель
Если художник велик, мода - тоже искусство. Шанель и Дягилев в первую очередь связывали
дружба и уважение двух сильных личностей. В 1919 году дизайнер приложила руку к
костюмам для «Весны священной» (вместе с Рерихом), а в 1924 создала наряды к балету
Нижинского «Голубой экспресс».
Как оживали платья
Александр Васильев написал книгу «История моды. Выпуск 2. Костюмы русских сезонов
Сергея Дягилева», в которой собраны фото великих танцоров в костюмах, сшитых по
эскизам великих художников.
Источник: artchive.ru