Сегодня в Азербайджане знаменательный день - исполняется 125 лет со дня рождения великого азербайджанского композитора, драматурга, публициста Узеира Гаджибекова.
Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых.
Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в город Шуша, где и вырос Гаджибеков.
Узеир-бек Гаджибеков с отцом в Шуше, 1890 год
Отец будущего композитора долгое время был личным секретарём известной азербайджанской поэтессы и общественного деятеля, дочери карабахского хана - Хуршидбану Натаван, которая оказала огромное влияние на его воспитание.
В юном возрасте Узеир Гаджибеков брал уроки мугамного пения и обучался игре на азербайджанских народных инструментах.
Окончив медресе и двухлетнюю русско-татарскую школу, Гаджибеков в период с 1899 по 1904 годы обучался в учительской семинарии в городе Гори
В Гори семинарист Гаджибеков также освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, там же он познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым (дед певца Муслима Магомаева).
В 1905 году Узеир Гаджибеков преподавал в Баку, в Биби-Эйбатской школе, а затем в школе «Саадат», где он обучал азербайджанскому языку, математике, географии, истории, а также русскому языку. работал переводчиком в газету «Хаят», затем сотрудничал с газетой «Иршад».
Узеир-бек Гаджибеков (за столом) в школе Саадат, Баку, 1911 год
В 1909 году Узеир Гаджибеков женился на Малейке-ханум Терегуловой - представительнице знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии. Другая из шести сестёр Терегуловых была замужем за Муслимом Магомаевым-старшим. После получения высшего образования Гаджибеков жил в Баку с женой и матерью, а также опекал пятерых детей своей сестры; своих детей у него не было.
Узеир-бек Гаджибеков с женой, 1910 год
В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования. В течение года он учился на музыкальных курсах Александра Ильинского, после переехал в Санкт-Петербург, где год учился в консерватории.
Узеир Гаджибеков в 1913 году.
В период с 1914 по 1918 годы Гаджибеков являлся редактором, а затем владельцем газеты «Йени игбал», позже был редактором газеты «Азербайджан
В 1920 году композитор представил в Народный комиссариат просвещения Азербайджанской ССР доклад о необходимости открытия музыкальной академии и народной консерватории.
Узеир Гаджибеков в 1924 году.
В последующие годы Узеир Гаджибеков руководил созданной по его инициативе Азербайджанской тюркской музыкальной школой. В 1926 году он стал проректором Азербайджанской государственной консерватории.
Узеир Гаджибеков (справа) с братом Джейхуном
В 1931 году Узеир Гаджибеков организовал оркестр народных инструментов, а в 1936 - государственный хор. В 1939 году композитор стал ректором Азербайджанской государственной консерватории.
В сентябре 1945 года Гаджибеков был назначен директором Института искусств АН Азербайджанской ССР.
Скончался композитор 23 ноября 1948 года в Баку от сердечной недостаточности.
После того, как в 1938 году «Кёроглы» была триумфально поставлена в столице СССР, автор был удостоен звания Народного артиста СССР, ордена Ленина, и был избран депутатом Верховного Совета СССР.
Здание Монолит на улице Истиглалият в Баку, где жил Узеир Гаджибеков
Соединив западные и восточные музыкальные стили; Гаджибеков в 1908 году написал первая азербайджанская опера «Лейли и Меджнун», по мотивам одноименной поэмы азербайджанского поэта Физули.
Его вторая опера «Шейх Санан», созданная в 1909 году, значительно отличалась по стилю от предшественницы и состояла в большей степени из авторской музыки.
Следующие четыре оперы, написанные между 1910 и 1915 годами, имели в основе традиционный азербайджанский мугам
«Рустам и Зохраб» (1910 год),
«Шах Аббас и Хуршуд Бану» (1911 год),
«Асли и Керем» (1912 год),
«Гарун и Лейла»(1915 год)).
Лучшим произведением композитора считается опера «Кёроглы.
В общей сложности им было написано 7 опер и 3 оперетты:
«Муж и жена» (1909),
«Не та, так эта» (1910) и
«Аршин мал алан» (1913
В 1918 году композитор сочинил гимн Азербайджана.. В 1991 году старый гимн 1918 года вновь стал государственным.
Опера «Лейли и Меджнун»
Первая афиша Лейли и Меджнун. Баку, 1908 год
Первую азербайджанскую оперу Узеир Гаджибеков начал писать в 1907 году. Она была завершена к 1908 году, и тогда же поставлена впервые в Баку, в театре, принадлежавшем нефтяному магнату и меценату Гаджи Зейналабдину Тагиеву.
«Первый Меджнун», оперы Лейли и Меджнун, Баку, 1908 год
На таре играл известный впоследствии тарист Гурбан Пиримов, роль Меджнуна исполнял Гусейнкули Сарабский, а сам композитор исполнял партию скрипки в оркестре. Роль Лейли исполнял мужчина. Сарабский в изданных им в 1930 году воспоминаниях пишет:
Оперой Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» была заложена основа азербайджанской оперы. Композитор стал основоположником жанра мугам-оперы.
Первая постановка оперы за пределами Азербайджана прошла в Тифлисе
Оперетта «Аршин мал алан»
Афиша постановки Аршин мал алан, Тифлис, 1919 год
«Аршин мал алан» является последней и одной из самых популярных оперетт Узеира Гаджибекова. Она была написана в 1913 году в Санкт-Петербурге. Действие оперетты происходит в Шуше.
Так описывает историю появления «Аршин мал алан» дочь Рашида Бейбутова - Рашида:
…Мой дед Маджид-бей Бейбуталы, так в старину звался род Бейбутовых, обладал необыкновенным голосом, прекрасно исполнял народные песни и к 30 годам стал профессиональным певцом. А до этого помогал своему отцу: набрав короб шелков, он ходил по улицам Шуши, где тогда они жили, и зазывал местных модниц поглядеть на товар: «Аршин мал алан, аршин мал алан…»
Колоритная фигура коробейника настолько врезалась в детскую память будущего композитора Узеира Гаджибекова, что впоследствии он использовал этот сюжет в оперетте «Аршин мал алан»"
Вступительная ария Аскера и ряд других вокальных номеров выполнены в чисто европейской манере.
Премьера «Аршин мал алан» состоялась в 1918 году в театре Зейналабдина Тагиева. В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведён на более чем 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16 городах Грузии, в 17 городах Болгарии, 13 штатах США, 17 городах Польши (1500 раз), в 28 городах России, в 8 городах Китая и т. Д
В 1919 году труппа братьев Гаджибековых гастролировала в Турции, в Стамбуле. Эти гастроли проходили настолько успешно, что азербайджанским артистам пришлось арендовать на несколько месяцев театр «Шарг» («Восток») в Стамбуле.
Особо стоит выделить постановку оперетты «Аршин мал алан» в Парижском театре «Фемина», премьера которой состоялась 4 июля 1925 года. Перевод на французский был совершён братом автора Джейхун-беком. Роли исполняли французские артисты Дерваль (Султан-бек), Монте (Аскер), Пассани (Гюльчохра), Магали (Ася) и другие.
Афиша постановки Аршин мал алан, Париж, 1925 год
В 1954 году в Белостокском государственном театре им. А. Венгерска был поставлен «Аршин мал алан» на польском языке. В главных ролях выступали Е. Пореда и С. Волошина.
В 2004 году премьера новой постановки «Аршин мал алан» состоялась на сцене Высшего театрального училища имени Щукина при Государственном театре имени Вахтангова с участием популярных российских актёров-выпускников Щукинского театрального училища.
В 2007 году оперетта была поставлена в Вене.
Памятник в Вене Узеиру Гаджибекову
Оперетту «Аршин мал алан» экранизировали 4 раза.
Оперетта «Не та, так эта»
Программа одного из спектаклей. Летнее помещение Общественного Собрания, Шуша, 1914 год
Напипсанная в 1910 года оперетта «Не та, так эта», является второй по счёту музыкальной комедией композитора (после «Мужа и жены»).
Её премьера состоялась 25 апреля (8 мая) 1911 года в Баку в театре братьев Маиловых (ныне - Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова).
Имело место несколько сценических редакций этой комедии, она была переведена на многие языки и с успехом ставилась в городах Закавказья, Турции, Болгарии, Йемена и т.д.
В музыке Узеиром Гаджибековым была использована азербайджанская народная музыка, мугам, а в тексте - газели Физули.
Комедия «Не та, так эта» считается одной из самых смелых и принципиальных произведений в театральном искусстве дореволюционного Азербайджана, в котором Гаджибекову удалось показать социально-бытовые противоречия в азербайджанской действительности конца XIX - начала XX века. Но, как отмечает Метью О’Брайн, именно поддержка прав женщин стоит в центре этой комедии Узеира Гаджибекова.
Эта комедия была экранизирована в 1956 году киностудией «Азербайджанфильм». Фильм «На та, так эта» также имел большой успех у зрителей.
Опера «Кёроглы»
Программа первого спектакля оперы «Кероглы»
Одной из самых знаменитых в наследии Узеира Гаджибекова считается опера «Кёроглы», одна из его последних работ, которая была написана в 1932-1936 годах и поставлена впервые в Баку в 1937 году. Многие критики считают эту оперу венцом музыкального творчества Узеир-бека - своеобразной «энциклопедией стиля Гаджибекова».
Либретто пятиактовой оперы написано самим композитором, совместно с Г. Исмайловым и одним из самых известных азербайджанских драматургов Мамед Саидом Ордубади.
В основу сюжета оперы, являющейся героическим эпосом, лёг ашугский дастан «Кёроглы», известный также и за пределами Азербайджана - на Кавказе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке.
Героико-эпический характер сюжета произведения, написанного в стиле мугам-оперы, подчеркивают динамичные лейтмотивы, призванные передать всю остроту межклассовой борьбы в средневековом Азербайджане. Герой оперы - собирательный образ народа, угнетённого и борющегося за свободу - Кёроглы; отрицательный герой - Гасан-хан.
Узеир-бек писал: Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры… Кёроглы - ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов… В «Кёроглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, - арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана.
Опера демонстрировалась во время гастрольных поездок АТОБ в таких городах, как Тебриз, Тбилиси, Киев, Ленинград..
Именно успех «Кёроглы» побудил известных западных критиков рассмотреть и изучить творчество Узеира Гаджибекова и первым из азербайджанских композиторов причислить его к плеяде известных композиторов России и Советского Союза .
Начиная с 1940 года, опера «Кёроглы» Узеира Гаджибекова была включена в репертуар Большого театра.
Памятник Узеиру Гаджибекову в Баку перед основанной им в 1920 году музыкальной академией
Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей. В 1907 году был издан разработанный им «Русско-тюркский и тюркско-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», а в 1908 году - «Вопросы арифметики».
Русско-татарский (так в то время называли азербайджанский) словарь Гаджибекова 1907 года
Как теоретик Узеир Гаджибеков внёс большой вклад в основы изучения азербайджанской музыки, главного её направления - мугама. Персидская и азербайджанская тональные структуры были основаны на расчетах средневекового философа, уроженца Азербайджана Сафи Ад-Дина аль-Урмави, а в начале XX века теперь уже Узеир Гаджибеков определил тональную структуру модальных рядов путём изучения ладовой системы азербайджанской лютни, известной как тар.
Гаджибеков описал мугам
«…в форме здания с 12-ю колоннами и шестью башнями, откуда можно увидеть все четыре стороны света: от Андалусии до Китая, и от Африки до Кавказа…».
«…методы монодической экспрессии и развития, вкючая повторы, последовательности, вариации .. стали существенным материалом для строительства мугама как «храма музыки»
Рукопись Аршин мал алан, 1917 год
Композитор также известен как педагог и учитель многих известных в Азербайджане и за его пределами композиторов и музыкантов.
Узеир Гаджибеков - поющийся композитор, от первой до последней своей ноты.
(использованы материалы Википедии)