7 октября я приехала из Москвы в Петербург и пошла на улицу Марата, 72. Там, в библиотеке, состоялось торжественное открытие Седьмого фестиваля "Молодые писатели вокруг Детгиза"
Я немного опоздала. Уже начались выступления.
Валерий Михайлович Воскобойников, писатель и мастер, рассказывал о Радии Погодине. Валерий Михайлович был знаком с Погодиным.
Валерий Воскобойников рассказал, что после конфликта Погодина со Ждановым, в детской литературе не появлялся новый герой, новый тип. У Погодина появился новый герой, а в рассказах нет прагматизма, но есть живая жизнь. Новый тип героя, новый социальный тип, внутренне свободный тип -- это Погодин. И в детлит приходят новые имена, в том числе -- Голявкин. Появляется совершенно иная лексика.
В 1960 году в журнале "Юность" выходит рассказ Погодина "Дубрава" о взрослении героини. После этого рассказа Погодин стал знаменит.
Валерий Михайлович представил репринтное издание 1989 года, которое переиздал сейчас Детгиз к 90-летнему юбилею писателя. Буквально накануне книга пришла из типографии
Это книга авторских сказок для детей "Земля имеет форму репы".
Погодин воевал, имел ордена. Много Валерий Михайлович рассказал о последнем десятилетии жизни Погодина, о так называемом "взрослом периоде". Взрослая проза Погодина -- о воевавших людях, которые оказались никому не нужны, не вписались в послевоенное общество.
За 3 дня до смерти Погодин услышал радиоспектакль по своему произведению.
Я покопалась у себя на полке и нашла другую книгу, выпущенную Детгизом десять лет назад к 80-летию Погодина:
Дальше, в связи с новой книгой Погодина разговор пошёл о кризисе сказки в современном детлите.
-- Не пишутся сказки у современных авторов, -- посетовала Алла Юрьевна.
Михаил Яснов сказал, что есть сказочные повести выписанные реалистически.
Дальше директор Детгиза Алла Юрьевна Насонова представила сборник "Как хорошо-7", который получили из типографии утром:
В зале постепенно не осталось свободных мест, приехали опоздавшие молодые авторы и студенты Института Печати.
"У меня такое ощущение, что сегодня Первое сентября", -- открыл презентацию сборника Сергей Анатольевич Махотин.
А Валерий Воскобойников рассказал, как в нулевых, когда был организован Форум молодых писателей, и Валерий Михайлович был приглашён в детскую секцию вести семинар прозы, он ехал со смутными грустными чувствами. "На первом форуме не было ни одного автора из Санкт-Петербурга, и я очень переживал,-- сказал Валерий Михайлович. -- Потому что не важно, сколько у тебя исследователей, а важно, сколько последователей". Но с тех пор, в том числе Детгизом, его фестивалем, воспитана целая плеяда талантливых авторов.
Много говорилось о том, что 15 лет назад каждый был сам по себе, но последние десять лет появились новые "классики". Говорили, что литературная учёба нужна, просто необходима, автору обязательно надо обсуждаться, выходить на публику. И три дня фестиваля -- это надводная часть огромного айсберга, большой работы, которую проводят организаторы, Детгиз и мастера, а также координатор Анна Ремез по отбору рукописей и изданию сборника.
Литпроцесс важен. Без нового поколения, без духа соревновательности он зачахнет.
Михаил Давидович Яснов представил участников секции поэзии, охарактеризовав каждого и зачитав стихотворение Юлии Симбирской "Зелёный чайник", назвав его идеальной поэзией для детей.
Сергей Анатольевич Махотин представил участников семинара прозы, сделав общий обзор, остановившись в продолжении дискуссии о сказке, на сказке Ирины Костевич "Йокин в Париже", которой начинается прозаическая часть сборника.
А дальше было чаепитие, вкусное-превкусное, ещё в перерыве можно было приобрести издания Детгиза. И я приобрела без торговых наценок:
Привезла детям, им очень понравились книги.
Хочется отдельно сказать о томе Михаила Давидовича "Путешествие в ЧУдетство". Книга уникальная, уже получила несколько премий, тираж раскуплен, но сейчас будет допечатка. Алла Юрьевна была так любезна и привезла мне эту книгу на следующий день фестиваля. Вообще Алла Юрьевна блестящий организатор. Я удивляюсь, как она легко всё делает, а это же огромная работа.
После перерыва началась дискуссия "Чего не хватает в нашей детской литературе". Выступила Евгения Оскаровна Путилова, профессор, критик, автор антологии "Четыре века русской поэзии детям".
На примере "Дикой собаки Динго" и "Вам и не снилось" Евгения Оскаровна отметила, что текст должен воспитывать чувства, вкус, что поступок в детском и подростковом тексте -- нужен обязательно, что читатель должен пропадать в книге, а потрясения должно приближаться к драматическому.
Вспомнили о "Голубой чашке" Гайдара -- многослойном рассказе и поступках внутри него.
Потом ещё выступал очень уважаемый редактор (забыла имя). Он говорил о вкусе, о том, что читателю в детлите нужна не педагогика, а история. Хорошая литература воспитывает, и не столь важно читает взрослеющий читатель детлит или взрослый текст. Человек с развитым вкусом не примет дурного, -- так приблизительно сказал редактор. А ещё сказал, что эстетический выбор всегда индивидуален, а вот неточное слово (выражение) "бродит" не только в писателе, но и в читателе. Художественное качество гарантирует нравственное качество, хорошо написанная книга всегда нравственна.
Выступила и представитель издательства "Самокат", заметив что дети хотят книгу, но родители уводят их от прилавка. Были и ещё выступления, преподаватель, проводящая семинары по детскому чтению выступила очень интересно.
В заключении Алла Юрьевна сказала, что современному читателю не хватает прежде всего времени, и что действительно начинать надо не с детей, а с родителей.
Семинары
http://ngarnick.livejournal.com/10116.html Пушгоры
http://ngarnick.livejournal.com/10414.html