200 лет Достоевскому

Nov 11, 2021 10:45


Уже неделю хожу и говорю домашним: скоро юбилей Достоевского! Ну когда десять лет назад Толстому стукнуло сто лет со дня смерти, забыли создать инфоповод - просто пропустили, а тут уже вчера из всех щелей: Достоевский, Достоевский! Потому что  патриотично. Тоже отмечусь постом, я не хуже разных, которые и не читали почти ничего, но делают вид, что и читали, и отрефлексировали, так некоторые и диссертации защищают ни хрена в Достоевском не смысля.



Вообще конечно юбилей - это хорошо, обязательно кто-то да прочитает, откроет для себя классика. Но главное тут в том, увидит ли читатель себя в героях Достоевского, поймёт ли что-то неприятное про себя. Некоторым так это не нравится, и они больше не открывают книгу.

Достоевский легко читается, у него плотные тексты, но почему-то ходит молва, что Достоевский тяжёл для восприятия и длинен. Ну не знаю, у него прекрасные тексты, гений как говорится задал вектор.

Много можно писать, просто бесконечно, я видела много театральных интерпретаций романов, но писать часа два. Поэтому я хочу остановиться лишь на проблематике, которая зовётся «достоевщина». Термин широк. И хочу затронуть небольшую но главную толику этой самой достоевщины, объяснить на пальцах. У Достоевского есть иллюстрация мерзкой сущности, которая лезет из приличных с виду людей. Он сталкивает героя  в лоб лоб с категориями нравственности, погружает в такую ситуацию, в которой, увы, или пан или пропал и герои показывают свою низменность. И это вечно же.

Вот например сцена когда Настасья Филипповна делит Мышкина с Аглаей. Аглая ей бросает: «В прачки бы пошла». В трёх словах всё, что она на самом деле из себя представляет, вся её внутренность. Или Катерина Ивановна на суде - она же мстит Мите, она обижена, в общем-то от её показаний зависит почти всё, и она не в силах совладать со своей, как писали в советских учебниках, эгоистичной сущностью топит Митю, наплевав на как сейчас говорят, свою карму. Вот этот поступок Катерины Ивановны он как бы итог всех поступков всех героев всех его романов, он метафоричен где-то, он - суть человека, и я вот сразу отмечаю это для себя - когда человек не просто подличает, а становится мстительным, он хочет обидеть, уничтожить раз и навсегда, он мстит тебе по разным причинам, но он в общем-то перечёркивает, ведь, свою дальнейшую жизнь. Ну тут такой мистицизм Достоевского. Ну разные случаи, все с этим сталкиваются. Романы Достоевского - кладезь конечно в этом плане. И много где, у разных авторов в мире, получает развитие именно эта тема - достоевщина в плане психологии и психиатрии.

У меня есть живые примеры, их не то чтобы много, но они есть. Я испытываю жуткое разочарование, когда  сталкиваюсь с тем, что человек вдруг ведёт себя странно, а потом случайно узнаю, что у этого чела такой скелет в шкафу, что он вот этим унижением, направленным на тебя, пытался обелить себя. Ну ткнуть тебе соринкой в глазу из-за того, что у него-то в шкафу бревно. Такая животная реакция, где разум отключается, и чел действует по инерции на древних инстинкатах, защищая свою шкуру. Достоевщина - великая вечная жуткая и страшная вещь.

Герои и перипетии Достоевского ярки и запоминаются навсегда. Не надо ходить ни на какие курсы по писательскому мастерству, достаточно открыть Достоевского. Написала утром стих, а он вдруг слетел - мистика, пришлось писать другой, а удалённый - не запомнился, кроме строчек о подсобке, их я сюда перенесла.

Проходит череда героев
Сквозь время
живы на века

И видится, тут я не скрою,
Мосты Раскольников река

Дом смерти молния и громы
И страшный Карамазов смех
Иван не будет сам собою
Он раздвоится - так навек

И Катерине не отмыться
Надменность Грушеньки не в счёт
Так больно хочется напиться
Но и сейчас так суд идёт.

Всё в сладострастии Ставрогин
С ним Свидригайлов за столом
И Тоцкий навсегда свободен
Брось! В Павловске не нужно в дом!

В прихожей тесно как в подсобке
Барашковой Настасьи мех
А Епанчин пока что в пробке
Застрял. Но ждёт его успех:

Он на сегодня где-то в Думе
Крафт с Ипполитом - в новостях
Версилов, Ламберт - взвизгнет пуля
У Долгорукова стезя.

Спешу, несусь по Малой Невке
Река Фонтанка - дурно, муть
В литературе всё на вехи
Дрипезный критик обессудь:
Разбить периоды и годы
Отрефлексировать сюжет
Вот - Достоевский, нонче мода
И коуч-лекции не грех.

Мы с вами, рядом, не изгои
Алёша, Мышкин не беда
вокруг пусть страсти
Вы - герои!
Я - Мармеладов навсегда:

Сижу и в кабачке бухаю
И вспоминаю нищету
Субсидию вот мне не дали!
Погрязла в дрязгах на беду!

А Соня как вон та хохлушка
узбечка может, ну не суть
Всем нам билет куда-то нужен
Ну пусть не жёлтый... Не забудь:

Романтики всегда в достатке
И гений он же между строк
Фердыщенко ворьё украдкой
Фома Опискин! На урок!

Расплата может быть настанет
Не хочется вставать с колен
Всё то же мы, всё те же бесы
Стагнация без перемен

Гостиницы дома дохода
И комнатушки, клетки дна
Страх - человейник у народа
снесёт всю грязь плывун, волна.

И в мёртвом доме как на страже
И на плацу в тот страшный миг
Приговорённый как в кураже -
Родился гений - взял, возник!

Достоевский, юбилей

Previous post Next post
Up