Поиски в деревне Шатово

May 09, 2021 10:16



Ровно год назад я давала ссылки на материалы о местах кровопролитных боёв Серпуховского района. Все силы были брошены, чтобы остановить врага, не дать ему пройти вперёд, ближе к столице.

В День Победы хочется написать о том, что происходит вот прям сейчас в деревне Шатово Московской области. И об Ирине Яковлевне Воложанцевой, которая за последний год проделала гигантскую работу по поиску неизвестных солдат и уже добавила на братскую могилу новые фамилии.



На Круглом столе, посвящённом 80-летию Народного ополчения Москвы, Ирина Яковлевна представила такой доклад-рассказ.

Деревня Шатово находится совсем недалёко от Протвина и от Малеева поля, где шли просто жесточайшие бои, поле несколько раз переходило то к нам, то к немцам. Ирина Яковлевна заметила, что, когда она начинала заниматься этой темой, она не могла поверить, что на поле полегло 11 тысяч человек, но, изучив документы, пришлось принять эту убийственную цифру.



«Перед войной, --рассказала Ирина Яковлевна на круглом столе, -- весной, в деревне Шатово  случилось горе - сгорел 21 дом. И вот летом уже война...»

Во время обороны Серпухова сентября - ноября 1941 года в деревне Шатово находился дивизионный медпункт, где работали лучшие врачи с университетским образованием, все они тоже скончались от ран. Прямо с передовой в Шатово везли раненых. А дальше уже их транспортировали в Серпухов, в медсанбат.



В Шатово была братская могила, на памятнике всего семь фамилий. И вот в 2020 году Ирина Яковлевна и её муж Николай Валентинович Воложанцев решили исправить эту несправедливость. Они стали изучать литературу и архивы.



Из деревни Шатово ушли на фронт 160 человек. Больше половины погибли. Список ушедших на фронт увеличивается с каждым днём, работа над списком ежедневно продолжается. Кроме того, в деревне от налёта фашистской авиации погибло 14 мирных жителей. Их имена Ирина Яковлевна восстановила по метрическим книгам. В деревне Шатово три вехи одной войны, три списка, над которым инициативная группа под руководством Ирины Яковлевны постоянно работает: список 60-ой стрелковой дивизии, список односельчан, ушедших защищать родину и список из 14-ти мирных жителей, погибших от бомбёжки, из них четверо детей.

На Малеевом поле держали оборону 60-я стрелковая дивизия и Первая дивизия народного ополчения. Но к октябрю ополченцы попали в окружение, партизанили, очень много было убитых, знамя вынесли, и в ноябре были присоединены к кадровой 60-ой стрелковой дивизии.



Задачу Ирина Яковлевна и её группа поставили следующую: отыскать фамилии тех, кто погиб именно в Шатове от ранений или бомбёжек. Дело в том, что над маленьким Шатовом висело до сорока (!) немецких самолётов. (По радиосвязи наши командиры очень просили авиацию). Немцы с самолётов били только прицельно. Прежде всего они разбомбили дом связистов - все связисты погибли (21 человек). Связь с Шатовым на время была потеряна. Нанесли фрицы удар и по дому, где находился командир политотдела дивизии, подполковник, он скончался от ран по дороге в Серпухов. Замечу ещё раз, что фамилии были неизвестны.



Совсем недавно в интернет были выложены архивы: списки ополченцев Первой дивизии, Ирина Яковлевна попросила архив дать ей не копии подлинников, а списки в экселе. И началась кропотливая работа по выяснению судьбы каждого ополченца и солдата 60-й дивизии, которая продаолжается уже год.



За год список погибших и умерших от ран в Шатове вырос с семи до тридцати двух человек. Предположительно в Шатове лежат где-то две тысячи человек. Основная задача, которую ставит Ирина Яковлевна -- найти конкретные имена и (главное!) места захоронения. В эти самые дни в Шатово должны приехать поисковые группы.

Вера Германовна Капралова, соратница Ирины Яковлевны, рассказала на круглом столе о том, что в дервне остались ещё люди, которые помнили детьми войну и те события. Их попросили рассказать о том времени. И их воспоминания сопадают с документами. Например житель 1928 г.р. вспомнил подполковника (командира политотдела дивизии). Житель вспоминает, что подполковник ходил по деревне, много разговаривал с ними, детьми.

Ирина Яковлевна предположительно отыскала имя подполковника по спискам архива, это Александр Орлов 1905 г. р., завкафедрой марскизма-ленинизма в Горном институте.



Трагедия Шатова, кроме катастрофической ситуации всей территории, заключалось в том, что кладбище-то было, и совсем рядом, но нереально было людей захронить. Так, вспоминал один из жителей, что когда разбомбили дом связистов , их тела (и фрагменты тел) собрали, уложили для транспортировки, и попытались проехать, но пришлось повозку на ночь оставить в сарае, невозможно было доехать до кладбища. То же случилось и на следующий день. Один из жителей вспоминает, что как раз в это время у них в доме умерла бабушка. Её положили в гроб. И вот этот гроб тоже не смогли довезти до кладбища, пришлось просто закопать его в ров. Житель говорил, что он помнит, что закапывали бабушку в гробу, а остальных погибших просто в землю. Поиском именно таких рвов сейчас займутся поисковики.



Вера Германовна Капралова просит всех о помощи, она верит, что родственники погибших отыщутся и будут приезжать в Шатово на 9 мая, а также поделятся с инициативной группой личными вещами родственников для музея.



Вера Германовна Капралова

Ирина Яковлевна и её муж Николай Валентинович Воложанцевы:



На фото - за Ириной Яковлевной и Верой Германовной ведёт беседу внучка ополченца второй дивизии НО координатор инициативной группы Анна Юрьевна Дрожжина и Надежда Михайловна Бакатура, директор библиотеки им. Дашковой в Протвино, она в том числе водит экскурсии детей на Малеево поле и организует все встречи, связанные с ВОВ в те трагические дни 1941 года:



После круглого стола в Серпухове

image Click to view



Деревня Шатово, Ирина Яковлевна Воложанцева, Протвино, 1 дивизия народного ополчения, Шатово, бессмертный полк, история ВОВ, Серпухов, 60-я стрелковая дивизия

Previous post Next post
Up