И ещё о поездке в Санкт-Петербург

Oct 27, 2018 11:22


Не про фестиваль, а куда с Васей сами ходили:





Слева Летний сад

Осенью, в сентябре, ужасная всегда неразбериха. Тем более, что Вася, наконец, перешёл из своего ужасного класса в класс «математическая вертикаль». А потом надо ж было ещё репетитора по англ найти через сеть, потому что дочкин репетитор нам давно уже не по карману. Народ нищает, а репетиторы богатеют. Тоже эти сайты типа профи.ру все деньги зарабатывают. Но я нашла на юдо, выбрала по стилистике письма репетитора. Второй раз нанимаю по сети и второй раз интуиция меня не обманывает. Оч хорошая девушка, учится в магистратуре в крутом языковом вузе. И вот наконец я дочапала в конце сентября до художки насчёт лепки у нашего педагога. Потому что Вася уже второй год будет учиться на бюджете, а лепка как была платная так и осталась. Семь лет уже Вася ходит на эту лепку. Но керамика в расписании есть. Но это всё не то. Нужна для скульптуры другая глина. Ну и как водится я разболталась с педагогами. И в общем стало ясно: поездка в Петербург очень кстати. Потому что может так статься, что придётся ему сдавать историю искусств. Пусть это не скоро и неизвестно что будет. Но после нервов с поступлением дочери лучше уж заранее как-то наметить всё. Потому что оказывается мальчикам всегда поблажки, тем более, если поступать на металл, скульптуру или монументальную живопись. Я вообще и не думала, что туда идут девушки.

Приехали. А в гостиницу ж заселяться только в час. Мы прогулялись по Невскому до памятника Екатерины, а потом почапали в гостиницу. У памятника уже разгуливал Пётр с Екатериной. Я Васе говорю:

- Привыкай. Пётры будут повсюду. И Екатерины тоже



На Аничковом мосту



На набережной реки Фонтанки

Заселившись, мы сразу пошли в Летний сад, в котором (кстати!) я была впервые, хотя уже трижды была в Петербурге с 14 года. Столько в Летнем саду людей было в сб 13-ого. Просто очень много. Люди собирают кленовые листочки и делают венки.



А это опять какая-то богиня, но не Афина, какая-то Мудрость с оружием (имя забыла) Минерва?

Рядом Михайловский замок. Я рассказала Васе, что тут когда-то учился и Достоевский. Ну вообще рассказала чуть-чуть биографию, пока шли до дворца. Ну и конечно про бедного Павла тоже рассказала. Строил, строил, как оказалось себе на погибель.

- Вася, - предупредила я, - привыкай. К концу поездки у тебя случился передоз от Павлов и Петров:



Бедный Павел...

Везде подорожали билеты. И в Эрмитаже, и в Русском, и в Михайловском и на Мойке, 12. Хорошо, что школьникам почти везде бесплатно.

В Михайловском замке оказывается была открыта выставка Конашевича! Я так обрадовалась. В 16 году, когда мы были с дочерью, была в замке выставка Лебедевой - тоже супер. А тут - Конашевич. И станковые его работы, кроме иллюстраций. 4 зала сразу после входа! Но, увы, когда Вася рос, книг с иллюстрациями Конашевича ещё не печатали, да и вообще Вася ж почти не читал раньше. То есть иллюстрации ни о чём ему не напоминали, он видел их впервые. Перед выставкой стоял стенд с фотографиями:



Восьмитомник Константина Федина прошлой осенью подобрала в буккроссинге среди кучи выброшенных ПСС ... (На выставке были иллюстрации к его романам, но в моём восьмитомнике иллюстраций нет.)



Вот так начнёшь изучать фамильные портреты и поверишь в переселение душ (с)



На следующий день мы пошли в Петропавловку:



Там можно было взять экскурсию. И ходить с экскурсией, а потом по музеям. Но дорого (два года назад было ещё дороже, но школьникам тогда было дешевле), на двоих тысячу пришлось бы отдать. И потом, я столько раз сталкивалась на экскурсиях с ненавистью экскурсоводов к большевикам... И сейчас этот культ царей. Я уж испугалась: что будет говорить экскурсовод о Николае-вешателе, об Александре Втором - о всех тех царях, которые с детства в моей памяти ассоциируются со смертью. И эти музеи... Там же выставлены орудия пыток, и эти казематы, где умирали пленники... Я сама рассказала Васе о строительстве и т.д. - у нас книжка была с собой. Вася по-моему даже о декабристах слышал впервые.

Дальше пошли в Кунсткамеру.



Дочь говорила:

- Идите туда обязательно. Там классно.

Но это не для нас с Васей. Народу в зале этих заспиртованных голов просто море. Но вот тётки за нами поднимались по лестнице и одна другой говорит:

- Лучше бы в Петропавловскую крепость пошли.

Тоже им не понравилось.

Но в остальном музей отличный, этнографический. И в залах народу было совсем мало.

В пн 15-ого работал только Русский музей. И мы пошли конечно же туда. Корпус Бенуа посмотреть не успели.



Лавки у Русского музея

В Русском музее можно купить не очень дорого хорошие издания. За 550 руб мы купили хорошо изданную книгу по залам музея с приличными репродукциями. Она у них там продаётся на всех языках.  У музея своё издательство. В интернет-магазинах тоже есть их книги, но подороже конечно и не всё. По разговорам смотрительниц я поняла, что мы попали в уникальный день - народу было оч мало. Ну так погода была летняя и все пошли гулять. (Родители мне сказали, что они увидели в «новостях», что в Павловске были просто толпы.)Только ближе к трём появились группы школьников. Боже мой! Какая же мутная у одной группы была экскурсовод, её слушали только четверо подростков-восьмиклассников и то из вежливости. Лично я не разобрала ни слова. Мы как раз сидели с Васей у «Бурлаков», и пришла эта группа. Как её только держут-то в таком  музее!



В Михайловском парке, за деревьями -- музей

Во вторник, 16-ого, и мы поехали в Петергоф. От метро «Автово» ходят маршрутки. Все уже нагулялись за выходные и пн, и в Петергофе было совсем мало людей:



Фонтан "Дубок"

Одна девушка говорила собеседнику:

- Когда мало людей, совсем другое дело.



Тоже фонтан

В парке везде выставлены стенды с фото времён войны. Фашисты похитили 74 тысячи экспонатов. На одном фото было показано, как откапывают скульптуры из «захоронений». Очень страшные стенды. В августе 41-ого Петергоф был оккупирован. Вообще вся дорога до Пскова до сих пор несёт в себе память тех лет.



Нептуна из Верхнего сада тоже фашисты увезли, а наши военные нашли и привезли обратно

В среду мы сначала пошли на Мойку,12. Везде реставрации, везде работы ведутся. Бегают какие-то начальники, а грузчики  в толстовках марвел разносят бутыли с водой. Мы были на самой ранней экскурсии в 10-30. Группа набралась совсем небольшая. Всё мамы с дочками. И ещё папа и мама с дочкой. Такие всё семьи приличные. Пока экскурсовод рассказывала в коридоре, рабочие говорили о своём. Экскурсовод сказала им:

- Ваш разговор конечно очень важный и интересный, но и наш разговор тоже важный и интересный.

Потом у витрины с  дуэльными пистолетами  к нам присоединилась пожилая пара с аудиогидом. И женщина начала орать на экскурсовода, что она мешает ей слушать аудио-гид. Народ, конечно, бешеный повсюду, все-то вокруг себя возомнили, все таким нахалам должны. Экскурсовод извинилась и сказала, что помочь ничем не может, что у нас экскурсия.

Короче, какой-то нервоз, суета. Два года назад экспозицию нельзя было посещать без экскурсовода. Но везде ж надо деньги зарабатывать, вот сделали аудиогид... Но потом, слава богу, неадекваты угомонились, и с аудигидами ходили мимо нас только тихие пенсионеры. Надо сказать, что с экскурсоводом повезло. Вот два года назад, я поняла, была плохая экскурсовод. Производила хорошее впечатление, но рассказала по минимуму, зато все рыдали, так она эмоционально и театрально рассказывала. Наша же экскурсовод была лет сорока и рассказала оч много интересного. Довлатов, конечно, прав, это каста людей. Они несут наследие Пушкина в массы, они опосредованно, но как бы сопричастны к Пушкину. Они живут всё-таки той эпохой. Да и правильно делают. Чем в этом маразме-то жить.

Ещё раз убедилась, что люди очень близко к сердцу принимают трагедию Пушкина, потому что она очень понятная. После экскурсии экскурсовод отвечала на вопросы. Женщина одна говорит:

- Виноват во всём секундант. Он должен был отговорить.

Ей объясняют. Причём, смотрю, экскурсовод придерживается розановских взглядов на гибель Пушкина. Сын спрашивает меня после, на улице:

- Чё за тупые вопросы задавали?

А я отвечаю, что главное ж, чтоб задавали. Люди ж не филологи, не пушкинисты.



Дальше пошли в Эрмитаж. И проторчали там целый день. (Встретили Машу и Рустама.) Даже второй этаж полностью не осмотрели. Была привезена выставка Рембранта. В Москве я на неё не ходила, оч дорого и оч много людей. А тут просто надо купить входной билет в Эрмитаж. Смотрительницы везде постоянно делали Васе замечания - чтобы он ничего не трогал, даже ручки дверей. Периодически мы смотрели в окна, от которых нас тоже отгоняли - занавески трогать тоже нельзя. В специальные окна, с поднятыми занавесками, предназначенные для обзора, мы везде смотрели, как там Пётр с Екатериной на Дворцовой площади, как там у них бизнес: идёт-не идёт.

В холле у выставки Рембранта к нам на лавку подсела бабушка из старой петербургской интеллигенции и очень много интересного рассказала. (Я вообще люблю беседовать с пожилыми, и они это наверное чувствуют.) Например, она читала книгу про историю Эрмитажа и там Екатерина пишет кому-то в письме: «Кто видит все эти картины? Только я и мыши». Бабуле лет 90, кажется она сама сказала, что ей уже 90. Она и про Шостаковича мне рассказала и про Петрова-Водкина - именно эти люди по её мнению, отразили время. Я прям прониклась к этой бабушке. Ну, думаю, хоть старшее поколение, нормальные требования к искусству выставляет. А то все эти высосанные из пальца современные произведения... Или коньюктура, или няшки и уход от реальности. И все прям нахваливают. Вон уже сколько случаев с расстрелами в школах, да и поножовщина год назад была.  Я уж про свои тексты и не говорю. Лонг-лист для меня предел. Да и на том спасибо. Ну хоть одно бы где появилось произведение о том, что действительно происходит в подростковой среде. И не на этом птичьем псевдо-языке с имитационными сюжетами, а норм-текст... Но агрессию ж нельзя, нацрознь нельзя. Ничего честного нельзя, точнее можно, но твой текст просто не заметят. Максимум в каком-нибудь интервью член жюри, злобный завистливый ненавидящий, брезгливо пройдётся по твоему тексту, который он глянул краем глаза (зато им перекопаны досконально все твои жж), и, не называя имени, засрёт его... Бабушка ещё говорила про какие-то симфонии, которые почти никогда не исполняют, а она как-то попала на концерт и послушала вживую. Ещё она жаловалась, что распухает колено и она не может долго ходить по выставкам, и рассказала про новые залы, которые недавно только открыли, и истории из СМИ с этими залами связанные. Во люди!

В чт мы с Васей пошли на открытие фестиваля, а потом в корпус Бенуа. Но всё равно первый этаж посмотрели не полностью. Хотела купить Васе книгу Петрова-Водкина, но потом решили купить альбом с советским фарфором. Всё-таки Петров-Водкин дома у нас есть в книгах. Вот такую купили в итоге книгу: https://my-shop.ru/shop/books/3268429.html Думаю, у Васи днюха, пусть будет. Вообще со скульптурой - беда с книгами. Видно товар не ходовой. Оч мало. А надо ж будет учить всех скульпторов к экзамену.

В пт Вася сам ходил весь день по Эрмитажу. Я пришла к вечеру. И мы пошли в Главный штаб. Пока посидели в саду Эрмитажа, Вася рассказал, как на выставке Рембранта (а все петербуржцы туда прям бегут, торопятся) «бабушки лет сорока...» - дальше Вася посмотрел на меня так опасливо и поправился: «бабушки лет сорока девяти» -  говорили, рассматривая портрет человека, который собирается писать письмо: «Это ж надо, как момент художник поймал! Такое даже на мобильник не поймаешь!»

- Что за растения? - сказал мне Вася. - Неужели они не понимают, что художнику позируют?

Вообще, Вася очень хорошо изучил планировку Эрмитажа и гордился, что к нему обратились ещё какие-то бабушки, и он им объяснил по плану, куда идти, и где кого смотреть.

Мы пошли с Васей в Главный штаб. Туда билет мне стоил 300 (против четырёхсот в основное здание). С Матиссом и Пикассо Вася был знаком по репродукциям. Экскурсий не было вообще вокруг нас. Было пусто. Только пару французов водила  экскурсовод.



У вас есть план, мистер Фикс? (с)

В сб у Васи была днюха, и он провёл её частично с детгизовцами, а потом мы купили в «Севере» пирожных (пирожные «Наполеон» оказались с отстойным кремом, остальные я не пробовала) и зашли в гости к нашим знакомым.

Ещё в среду у Адмиралтейства к нам приставал с водными экскурсиями парень. На бульваре перед Адмиралтейством стоят бюсты. И один из них - Горчаков. Парень спрашивает:

- Вы знаете кто это?

- Нет, - говорю.

- И я не знал, - продолжает. - Туристы рассказали. Это какой-то чиновник. Представляете? Гоголь, Глинка, Лермонтов и ... Горчаков.

- Да уж... Очень хорошо представляю.

- А всё-таки вы зря на кораблике покататься не хотите.

А мы с Васей не хотели. Зато он всё хотел нырнуть к Чижику-Пыжику...



Адмиралтейство и Лермонтов



Вообще зазывалы на кораблики сильно приставали. Одна девушка так обиделась, что мы не хотим покататься, прямо оскорбилась:

- Как так вы не хотите?

Ужасно жалко людей. Все теперь торгаши и зазывалы...



Все фото: https://disk.yandex.ru/client/albums/_ffwtCwzAZDKxw

поездка, музеи, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up