Я не знаю, правильно ли я делаю, что пишу о семинаре. Семинар - это, ведь, внутренняя кухня...
19 октября все звёзды детлита разъехались выступать по библиотекам, остальные же собрались на семинары, которые проходили в детской библиотеке на ул. Марата, 72. Традиционно было две секции: проза и поэзия. Совсем немного напишу о прозаической секции.
Аллегория архитектуры в Летнем саду
На семинаре, кроме мастеров Валерия Михайловича Воскобойникова, Николая Прохоровича Крыщука и Сергея Анатольевича Махотина, свои взгляды и замечания высказывали пять современных критиков. Конечно, и все остальные могли высказаться. Но начинали обсуждение всегда критики.
Обсуждение миниатюр писателя Анны Моисеевой
Слушая обсуждения, критику, выводы мастеров, я думала о том, что никогда не смогу анализировать и структурировать текст, как это делают другие, что я совершенный читатель, перефразируя классика, во всём дурном и во всём хорошем. Чем дальше, тем больше я чувствую, что мне важно настроение, атмосфера рассказа, что-то такое неуловимое. Вот Миша Лукашевич пришёл в конце семинара (он был на поэзии) и зачитал начало своего рассказа «За книгой» (все участники семинара зачитывали начало), и рассказ критиковали. А я вдруг представила, что сижу на кухне и слушаю радио, так Миша хорошо читал. В рассказе говорится о переезде, о папе, который возвращается на старую квартиру, совсем небольшой рассказ, но он трогает, берёт за живое. Может, правильно говорилось, что рассказ для взрослых, но я, например, в детстве, читала взрослые книги. В общем, не знаю. Не критик я, не критик...
Михаил Лукашевич читает везде
И вот ещё разговоры о вторичности. Всегда на семинарах в лите нам говорили о том, что надо знать, что было до тебя. Меня тоже иной раз раздражают избитые сюжеты, второсортные повторы, подражание. Но тоже сложный вопрос. Наверное, всё зависит от самого текста. А ещё от того, узнаёт ли читатель себя в рассказе. Текст Нико Норова про гараж критиковали. Шестилетний мальчик читает вывеску, которую как раз демонтируют. Тут срабатывают законы восприятия написанных букв, а фантазии мальчика приписывает прочитанное хозяину или сторожу гаража. Мальчик не догадался, что надо читать сверху вниз и у него слово получилось исковерканным, страшным, рычащим и жжужащим и возник страшный образ. Самое смешное, что вечером, придя в гостиницу я попросила ключи от номера. Ключи висят на крючках, над крючками цифры. Мне снимают ключ. А я говорю:
- Вы мне не мой ключ даёте, вы даёте 25-ый, а мой - 13-ый.
Я тоже не сообразила, что цифра над крючком, а не под ним. Тоже законы восприятия.
Мне всегда интересны тексты, которые берут за живое, что называется, прошибают, тексты, которые помогают, поддерживают в трудные минуты. Конечно, это касается прежде всего подростковой литературы. Рассказ Ксении Кошниковой «Облака на воде», как сказал Сергей Махотин «о невостребованности». Вообще все хвалили рассказ, а Валерий Воскобойников сказал об интонации. Рассказ ведётся от имени девочки-подростка. Стопроцентное попадание в интонацию. Девочку, что называется, отбраковывают при отборе в группу танцев. Для неё это трагедия. Родители тоже переживают «провал» дочери. Но мне понравилось в рассказе обобщение, как говорится второй слой. Рассказ глубже, глобальнее просто конкурсного отбора. «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»
Я познакомилась с Ксенией в 2015 году, когда Детгиз выезжал в Пушгоры. Ксения молодец, так замечательно пишет!
Писатель Ксения Кошникова
Тему несправедливости продолжил рассказ Марии Иониной «Вор». Критики говорили о том, что детская литература должна всегда показывать выход. Сергей Анатольевич отметил, что Маша разная и в сборнике«Выпускной», и в своих произведениях. Хороший рассказ«Вор», школьный такой, подростковый. И «Голова Ленина» тоже хороший, юморной.
Писатель Мария Ионина
Я начала о близких мне темах в детлите. Вот Софья Ремез представила повесть «Серёжка и я». Это повесть - продолжение первой, которую мы обсуждали в 2016 году. Современная школа, современные конфликты и проблемы, отражено наше время, и хорошо, что без сленга и разных там хэйпов и лайфхаков. Проза Софьи чистая и смелая. Софья Ремез весёлый жизнерадостный человек, мама двух сыновей, очень приятная в общении и непосредственная.
Писатель Софья Ремез
Семинар начался с обсуждений рассказов Виктора Бована. Валерий Воскобойников много говорил о продолжении традиций рассказов о природе, вспоминал Сладкова и Бианки, рассказывал интересные случаи из их биографии. Да, Виктор Бован - талант и продолжатель традиций. Ему посоветовали двигаться дальше в разных направлениях. Вообще везде я слышу о том, что надо не закупориваться во что-то одно, быть разным, разрабатывать новые для себя темы.
Писатель Виктор Бован
Анна Зимова представила для семинара продолжение приключений своего пса Капитона. Теперь «Капитон едет в отпуск». Когда я дома читала текст, я прям представляла северный пейзаж и тундру, ещё подумала: выдумал автор или действительно был в тех краях? Оказывается Анна жила в тех местах!
Много ещё обсуждали рукописей и рассказов из сборника. Евгению Чернышёву, Зулю Стадник, Елену Амбросову, Серёжу Балабанова, Анну Моисееву.
Серёжа Балабанов с присущей ему романтической, я бы даже сказала романической интонацией написал рассказ «Февральский костёр».
- Серёж, говорю, я в животных не сильна, но мне понравилось...
Писатель и критик Елена Ленковская, писатель и педагог Сергей Балабанов
Аня Моисеева представила подборку «Не пускайте взрослых в зоопарк», это миниатюры-сказки, такие, наверное, аллегории. Анна говорит, что решила попробовать себя в этом жанре. А вообще-то у Ани и сказки и реализм хорошо получаются.
Писатель Анна Моисеева с Васей в первый день фестиваля
Обсуждали и мой рассказ.
Я просто счастлива, что рассказ напечатан (да ещё с такой сногсшибательной иллюстрацией!) и впервые меня не критиковала аудитория. Всегда-то меня аудитория критикует. Но тут, думаю, просто скромно промолчали. Спасибо мастерам за оценку! Лена Ленковская, критик, отметила, что нету характера героя-мальчика, есть взрослые, а дети как-то не так выпуклы. Ну да. Увы. Рассказ из сборника. Дети раскрываются в других рассказах, а тут основная история происходит между взрослыми. Я приехала домой и подарила сборник родителям. И папа прочитал мой рассказ. Скучным голосом он сказал, что рассказ понравился. (Понятно, что не понравился, потому что мой папа любит сверхпроблемы и разные там смыслы). А дальше папа огорошил меня замечанием:
- Вот ты пишешь - «засиял как медный пятак». Это же штамп! Да и пятаков медных давно нет. А ты же пишешь для современных детей.
Без комментариев...
Последним обсуждали рассказ Елены Мамонтовой «Сосиски в тесте». Это история о третьекласснике из хорошей вдумчивой семьи, о нервотрёпке в конце года с оценками, о том, как задача всё не решается, а за окном весна. Рассказ написан живо и динамично, современно и искренне. Для ребёнка очень важно одобрение, если дома всё хорошо, то по квартире разносится запах доброй выпечки. Невзгоды и проблемы забудутся или будут казаться после несущественными, а запах спокойствия и умиротворения запомнится на всю жизнь.
Поэт и детский писатель Елена Мамонтова (слева)
В конце семинара Сергей Анатольевич Махотин поблагодарил всех и сказал:
- Любите русский язык!
Самый лучший в мире фотограф Сергей Махотин