Мироточение икон: от Бога ли?

Aug 13, 2011 12:22

Листая церковные и околоцерковные ресурсы, часто
натыкаешься на сообщения о новоявленных мироточивых или «нерукотворных» иконах. Многие верующие с огромным интересом откликаются на эту информацию. И, при этом не задумываются, насколько информация соответствует действительности. Казалось бы, в православии чудо в порядке вещей, но что можно считать чудом? Да и всякое ли чудо, от Бога?

О ложных явлениях якобы «нерукотворных» икон, я писал в предыдущем материале. Попытаемся теперь рассмотреть  подробнее явление мироточения.

Мироточение икон. Мироточение, как известно, есть чудесное истечения некой обычно благоуханной маслянистой жидкости. Это явление издревле известно в Церкви, но если обратиться к церковной истории, мы увидим, что случаи мироточения икон крайне редки: два-три случая на столетие. Например, случаев мироточения от богородичных икон за почти 2000-летнюю историю Церкви, вплоть до  XX века наблюдалось не более 18 раз (!) 

И вдруг в наше время мы натыкаемся, например, на следующую заметку: «в 1998 году в одной из келий Свято-Введенского монастыря замироточили иконы. Тогда в этой чудесной келье паломники стали намеренно оставлять свои иконы, которые тоже становились мироточивыми. А в монастыре стали вести учет: до начала 1999 года количество замироточивших икон было не более 100; в апреле - 2500; к концу 2000 года количество мироточивых икон перевалило за 7000... Т.е. мироточивыми становились около 209 икон в день».

Но таких заметок очень и очень много.  Так же стоит отметить, что особо почитаемые у нас издревле  иконы, как правило,  ни разу не мироточили. Ничего такого ни разу не было связано ни с Владимирской иконой Богородицы, или например с одной из икон письма прп. Андрея Рублёва.

Казалось бы, если некое весьма редкое исключительное явление в жизни Церкви вдруг приобретает массовость, это повод задуматься, что что-то здесь не так. Это настолько бросается в глаза, что даже апологеты новых мироточивых икон, не могут пройти мимо этого факта. Однако, воспринимают его некритично, исходя из принципа, что мироточение априори Божье чудо. Объяснения же весьма разнообразны, но, по большему счету все они сводятся к тому, что сейчас время «глобального неверия» и такими чудесами Бог нас вразумляет и приводит в Церковь множество людей. С этим трудно согласиться. На мой взгляд, сейчас время, как раз «глобального всеверия». Но «всякое древо познаётся по плодам». Взять, к примеру, известный случай массового мироточения икон в военном городке Клин-2, о котором много и охотно писала пресса. Напомню, у пожилой женщины дома замироточили иконы, причём не одна, а практически все. Тут же в её квартиру начались многочисленные паломничества. Люди приносили свои иконы, и они тоже начинали мироточить. Закончилась эта эпопея так: хозяйка квартиры «перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться …, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин."
Нецерковный характер этого «чуда» может подчеркнуть то, что, как только иконы приносились в храм, истечение «маслянистой жидкости» тут же прекращалось.

Этот эпизод самый характерный, но далеко не самый редкий. Если «чудо» не приводит людей в Церковь, но способствует некой «альтернативной» духовности, очевидно, что оно не от Бога.

И вот здесь вопрос, если это не Божье чудо то, что это?

Ответов может быть несколько. Это может быть банальное шарлатанство, о котором известно ещё с петровских времен. И правда, случаи, когда икона в некой квартире обильно источает «миро», а после принесения в храм, прекращает «течь», настораживают. Особенно, если с такими «святынями» совмещается «сбор пожертвований».

Это может быть явление, имеющее физическую природу, ложно принятое за чудо. Есть ведь и так называемое кровоточение, когда икона как бы истекает кровью. И очень часто это всего лишь действие шелака, который из-за горячего влажного воздуха пробивается верхние красочные слои.

Но бывает так, что явление материально объяснить нельзя. Например, общеизвестна картонная икона Спасителя (обычная полиграфическая репродукция), которая однажды стала кровоточить. Здесь, на мой взгляд, нужно очень осторожно подходить к вопросу, согласно трезвой заповеди «не принимай, но и не хули». Лично у меня к упомянутому кровоточению есть одна, но конкретная претензия: «кровь» так залила лик, что он более не различим. Вместо светлого лика Спасителя, мы видим страшное чёрное пятно. Но, если образ перестает нести на себе подобие Первообраза, то это уже не икона. Вновь и вновь не устаю напоминать - икона, есть изображение Господа Иисуса Христа (или Богородицы, или святых), если нет изображения - нет и образа. И это вызывает конкретное сомнение в божественном источнике данного чуда.

Впрочем, это мое частное мнение. Но важно знать, что мы можем принять за чудо, бесовское искушение.

Здесь стоит вспомнить, что мироточение, само по себе не есть исключительно христианский феномен. Известны аналогичные случаи, когда некая жидкость источалась и языческими изображениями. И сейчас «текут» не только иконы Христа, Богородицы и святых, но и изображения совершенно сомнительных личностей, как Григорий Распутин или царь Иоанн Грозный.

Т.е. «мироточение» может иметь совершенно инфернальное происхождение. Ведь из жизнеописаний святых нам известно множество случаев, когда бесы пытались прельстить людей, имитируя чудеса и примеряя на себя образ ангелов, а то и Богородицы и самого Христа. Впрочем, это не удивительно, ведь если человеком движет не стремление ко Христу, а поиск «чудес», «откровений», различных экстатических состояний и просто острых ощущений, то темным силам трудно было бы этим не воспользоваться.

К сожалению, в отличие от дореволюционной практики, духовенство на местах часто спешит объявить произошедшее явление чудом, не дожидаясь выводов соответствующей церковной комиссии.

Возможно, я повторюсь, но отцы Церкви учат нас осторожнее относиться ко всем потусторонним явлениям:

"некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах"

В Евангелии прямо сказано: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)

Профессор МДА А.И.Осипов по этому поводу конкретно говорит: «Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных («избранных») людей к исканию чудес, погоне за ними.  Посмотрите, сколько литературы посвящено им. И, увы, многие православные уже хорошо знают, в каких нуждах каким иконам молиться, к каким святым обращаться, и к каким мощам прикладываться. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план».

По словам Осипова, «через искание земных благ, чудес, прозорливцев» люди придут к тому, что примут антихриста, который будет совершать поражающие воображения чудеса»

бесы, суеверия, православие, Россия сегодня

Up