Мой корреспондент в ЖЖ, жительница Иерусалима (в прошлом петербурженка), пишет мне в личку (поэтому не называю ее):
«Одно место в вашем интервью смутило меня. Я долго, как вы видите, собиралась с духом спросить у вас: В чём же выражается та свобода выбора в христианстве (православии?), которой нет в иудаизме?»
Речь идет о моем cтаром интервью краковской «Арке»
http://ng68.livejournal.com/567740.html Приведу весь абзац:
Каждый выбор связан с потерей. И мы не знаем, чем жертвуем. Свободный выбор всегда связан с какой-то утратой. Господь, наградив человека свободой выбора, на самом деле возложил на нас тяжкое бремя. Насколько легче было бы жить, если бы Бог просто приказывал: «Ступай туда, сделай это». А если, как это говорится в русских сказках: «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», - ведь мы уже раньше отказались от того, что могли бы иметь, если бы пошли в другую сторону. Если кто-то думает, что христианство, в сравнении с иудаизмом, облегчило человеку жизнь, дав свободу выбора, он глубоко ошибается! Христианство сделало человеческую жизнь еще более трудной и более страшной. Но всё же всякий раз, когда человек совершает выбор, он куда-то движется...
Должна сказать, что я сильно задумалась, даже повертела интернет, чтобы понять, права ли я, не сказанула ли, не подумавши хорошенько. Но так и не знаю. У меня есть ощущение, что христианская свобода выбора принципиально отличается от дохристианской, ветхозаветной, которая, как мне представляется (я не богослов и не философ - ни в малейшей степени), состоит просто в следовании заповедям или наказании за неследование оным. В христианстве же, если взять в тех же терминах, речь идет о следовании или неследовании за Христом, что куда сложнее и глубже. Вот я говорю: «...всякий раз, когда человек совершает выбор, он куда-то движется...» Но куда-то - куда? Как оценить это направление (прямиком, изгиб, извилка, поворот)? Чистой буквой закона здесь просто ничего не определяется. А притом заповеди тоже следует блюсти...