Оригинал взят у
ffeztromop в
Кирилл и Мефодий в ПрагеЯ обещал рассказать поподробнее об отличной выставке про святых Кирилла и Мефодия,
открывшейся недавно в пражском монастыре святой Анежки. Выполняю свое обещание:
Цветная литография Яно Кёлера «Святые Кирилл и Мефодий».
Самое главное, что на выставке впервые за последние годы можно увидеть все основные археологические находки Великой Моравии. Обычно эти вещественные доказательства существования первого в истории славянского государства десятилетиями не покидают запасники чешских музеев:
Серебряный медальон IX века с изображением всадника с соколом.
Медальон был обнаружен на раскопках одного из крупнейших поселений Великой Моравии на территории нынешнего города Старе-Место. Считается, что здесь изображен кто-то из правителей Великой Моравии во время соколиной охоты.
Позолоченная бронзовая подвеска VIII века с изображением славянского языческого бога Велеса.
Подвеска была обнаружена в могильнике около моравский деревни Глук в окрестностях города Угерске-Градиште.
Серебряный крест IX века с изображением распятого Христа.
Этот серебряный нательный крестик, обнаруженный на раскопках великоморавского городища в Микульчицах, относится к числу самых известных археологических памятников Великой Моравии.
Золотой солид византийского императора Михаила III.
Именно этот император направил в Великую Моравию святых Кирилла и Мефодия. Монета была обнаружена на раскопках всё в тех же Микульчицах.
Позолоченный наконечник пояса 1-й половины IX века с изображением человеческой фигуры, опять из Микульчиц.
Серебряные гомбики IX века из захоронения мальчика из знатной великоморавской семьи.
Два этих гомбика были обнаружены на раскопках некрополя в Микульчицах. Гомбиками называют золотые или серебряные ювелирные изделия в виде полой сферы с ушком, обычно декорированные в технике зерни или филиграни. Гомбики встречаются исключительно в захоронениях Великой Моравии. Причем их точное назначение так и не установлено. Предполагается, что гомбики могли использоваться в качестве пуговиц, но это всего лишь одна из версий. Типичный великоморавский гомбик изображен на современной чешской монете достоинством две кроны.
Макет великоморавского городища времен архиепископства святого Мефодия.
Одно из крупнейших городищ Великой Моравии было раскопано на возвышенности Сáды на территории нынешнего города Угерске-Градиште. Принято считать, что здесь располагалась архиепископская резиденция святого Мефодия. Храм, от которого до наших дней сохранился один фундамент, был возведен на рубеже VIII-IX веков, то есть еще до прихода в Моравию святых Кирилла и Мефодия. Северный придел храма с отдельным входом раньше рассматривался, как возможное место захоронения святого Мефодия. Сейчас археологи склоняются к мысли, что эта часовня могла быть местом погребения одного из правителей Великой Моравии, например, князя Святополка. Собственно захоронение было разграблено еще в средневековье, так что археологам приходится строить свои предположения на основании лишь нескольких обломков костей.
Макет великоморавского храма 1-й трети IX века с квадратной апсидой.
Фундамент этого храма был раскопан археологами в местечке Модра около Велеграда. Аналогичным образом выглядит
единственная уцелевшая до наших дней постройка времен Великой Моравии - церковь святой Маргариты Антиохийской в деревне Копчаны на территории Словакии.
Копия Палладиума земли чешской, XX век, частное собрание.
Палладиум земли чешской почитается за одну из главных святынь чешского народа. Его оригинал хранится в соборе Вознесения Богоматери в городе Стара-Болеслав. Согласно преданию, святой Мефодий подарил этот рельефный образ Богородицы святой Людмиле в момент ее крещения. После убийства княгини рельеф перешел по наследству ее внуку - святому Вацлаву. Считается, что князь никогда не расставался с ним вплоть до своей мученической смерти. После убийства святого Вацлава его верный слуга закопал икону в укромном месте. Реликвия была обнаружена лишь несколько столетий спустя и с тех пор пребывает в специально построенном для нее храме. Известны многочисленные копии Палладиума, которым приписывается чудотворная сила.
Яно Кёлер «Святые Кирилл и Мефодий». 1937 год. Кирилломефодиевский теологический факультет, Оломоуц.
Ян Матейко «Святые Кирилл и Мефодий». 1885 год. Базилика Вознесения Богоматери, Велеград.
Картина выдающегося польского художника Яна Матейко «Святые Кирилл и Мефодий» в 1886 году была преподнесена в дар от имени польского народа базилике в Велеграде по случаю юбилейных мероприятий, посвященных тысячелетию кончины святого Мефодия. Это единственная картина Яна Матейко в чешских собраниях. Я уже говорил, но повторюсь еще раз: на выставку обязательно стоит сходить ради одной только этой картины. Живопись Яна Матейко невообразимо хороша, и ее обязательно нужно видеть в оригинале.
Статуи святых Кирилла и Мефодия работы Петра Прахнера, 1770-е годы, базилика святого Вацлава, город Стара-Болеслав.
Картина Альфонса Мухи «Святые Кирилл и Мефодий», 1886 год, частное собрание.
Эскизы Альфонса Мухи для витража собора святого Вита в Пражском Граде на сюжет жития святых Кирилла и Мефодия, 1928 год.
Цветная литография «Святые Кирилл и Мефодий» работы Яно Кёлера, 1912 год, частное собрание.
Картина выдающегося польского художника Яна Матейко «Святые Кирилл и Мефодий».
Выставка продлится до 2 февраля 2014 года.
Адрес: Národní galerie, Klášter sv. Anežky České, U Milosrdných 17, Praha 1 - Staré Město.
Открыто ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00.
Билет стоит 130 крон, льготный - 60 крон, семейный билет - 200 крон.
Подробности здесь:
www.ngprague.cz Фото: Вова Поморцев /
www.pomortzeff.com Не забываем на всякий случай
зафрендить меня и подписаться на обновления блога на
фейсбуке или
вконтакте.