ТОМАС ВЕНЦЛОВА. Я задыхаюсь

Aug 04, 2013 15:01

Оригинал взят у philologist в Томас Венцлова. Я задыхаюсь
В середине июля журнал IQ (партнер The Economist в Литве) опубликовал статью известного литовского публициста, поэта, переводчика и правозащитника Томаса Венцловы "Я задыхаюсь", которая послужила поводом для активной дискуссии среди литовских интеллектуалов, продолжающейся до сих пор. Что не удивительно, т.к. в этой публикации, адресованной любой мыслящей аудитории, Т. Венцлова затрагивает очень острые вопросы и проблемы развития Литвы в условиях глобализации, решить которые без должного понимания и поддержки интеллектуальной элиты невозможно.



"Я задыхаюсь" стала настоящим событием в пространстве философского и политического дискурсов, что не может не отразиться на дальнейшем развитии государства. Поэтому редакция решила представить вниманию читателей как перевод публикации Венцловы, так и несколько откликов представителей академического и политического кругов Литвы на нее.

Я задыхаюсь

В 423 году до рождества Христова, во время праздника Великих Дионисий в Афинах показали комедию Аристофана "Облака". Тогда на конкурсе эта комедия заняла третье место: первое получил Кратин за комедию "Бутылка" (о борьбе самого драматурга с алкоголизмом), второе - Амипсий, о котором мы почти ничего не знаем. Его комедии не сохранились, а "Облака" читают до сих пор.

С литературной точки зрения это, наверное, лучшее произведение Аристофана, с великолепными поэтическими хорами, кроме того, смешное. В центре комедии - простолюдин Стрепсиад, рядом с домом которого открыл свою школу (мыслильня) философ Сократ (он, скорее всего, видел комедию своими глазами, поскольку жил в то время). Стрепсиад - патриархальный порядочный земледелец, сыновья которого, как это обычно бывает, увлеклись новыми модами, поэтому отец беспокоится за них. Может, Стрепсиад несколько комичен, но без него, по мнению Аристофана, общество и государство развалились бы. Самое важное для него - заветы родителей и национальные божества. Он знает, что надо верить старым богам, точнее выполнять ритуалы в их честь. Ему все ясно, он легко различает добро и зло, черное и белое.

Между тем Сократ, по Аристофану, это скептик и релятивист, который пытается оценивать вещи и события с разных позиций, он не утверждает, что родители всегда бывают правы. Он сомневается в богах - традиционных ценностях, даже осмеливается их отрицать. Мыслящая личность для него важнее коллектива, общины, народа. Мало того, он интересуется не только Аттикой, не только своим демом, как Стрепсиад, но и другими странами, всей Вселенной, является явным глобалистом, космополитом. Сегодня многие заподозрили бы, что Сократ - еврей или у него по крайней мере мать была еврейкой, а если нет, то, значит, его супруга Ксантиппа, наверное, была еврейкой. Однако в Афинах того времени евреев не было, о них навряд ли кто слышал - как и в Иерусалиме, вряд ли кто слышал об Афинах.

Стрепсиад безуспешно пытается учиться в школе Сократа, потом решает, что Сократ ни во что ставит самое святое, разрушает мораль, отравляет умы, развращает молодежь, значит ослабляет хребет народа - и это в опасное время, когда проходит Пелопонесская война. В конце комедии он поджигает школу - в ней горит Сократ со своими последователями. Последние слова Сократа в тексте - "Я задыхаюсь". Автор явно на стороне Стрепсиада - так Сократу и надо. Кстати, комедия - это, как в советское время говорили, "донос". Как известно, Сократ был приговорен к смертной казни, его заставили выпить чашу яда. Правда, это произошло позже, но его обвинители фактически повторили аргументы Стрепсиада.

В хорошей драме не бывает так, чтобы одна из сторон была абсолютно не права. Это просматривается и в конфликте между Стрепсиадом и Сократом (точнее, Аристофаном и Сократом). Можно увидеть истину и в некоторых размышениях Стрепсиада. Но, что ни говори, одно отличие очевидно - Сократ не поджег бы дом Стрепсиада и не нажаловался бы на него властям.

Исторически, как мы знаем, победа осталась за Сократом. Мы вообще живем в его мире - скептицизма, свободомыслия, критики традиционных ценностей и глобализма. За это было заплачено дорогой ценой и платят до сих пор, но этот мир мне больше по душе и интереснее, чем мир Стрепсиада. Если бы победил Стрепсиад, вернее, его идея, то до сих пор мы бы жили в общинах порядочных, трудолюбивых, патриархальных, любящих родину земледельцев, которые ничего не знают и не хотят знать о дальних странах и Вселенной, в окружении ненавистных и опасных варваров. В мире Стрепсиада не было бы и следа Сократа.

Правда, Стрепсиад и не мог победить. Если один раз открывается школа, она уже не исчезнет, поджигай ее хоть сотни раз. В конце концов победа будет за ней.

Читать полностью: http://ru.delfi.lt/opinions/comments/tvenclova-ya-zadyhayus.d?id=35122871#ixzz2aoE7PoNj

Венцлова, Литва, Европа

Up