200 лет Гродненской тюрьме №1

Aug 01, 2013 15:06

Оригинал взят у salidarnasc в Турма №1: два стагодзьдзя гісторыі
Гродненская тюрьма - строгач Белоруссии

Фота пераможцы конкурсу Прэс-Фота-2013 Вячаслава Цуранава.


Тюрьма города Гродно, расположенная в Западной Белоруссии, скоро будет отмечать своё двухсотлетие. За это время через её мрачные казематы прошли тысячи арестантов и заключённых, здесь разыгрывалось немало человеческих трагедий. И сегодня она считается тюрьмой №1 независимой Белоруссии, где содержатся самые опасные преступники.


Гродненская тюрьма расположена в зданиях бывшего католического иезуитского коллегиума, построенного ещё в начале ХVIII века. В 1820 году по указу русского императора Александра I иезуитский коллегиум был упразднён, а на его месте создана пересыльная тюрьма. Такое решение царского правительства объяснялось сугубо практическими соображениями. В Царстве Польском, недавно присоединённом к Российской империи, постоянно вспыхивали волнения и бунты, которые довольно жестоко подавлялись. Осуждённых польских мятежников отправляли по этапу на каторгу в Сибирь, для чего в западных губерниях и создали несколько новых пересыльных тюрем. Арестанты шли в Сибирь пешком в кандалах, останавливаясь на ночлег в гродненском тюремном замке. Потом их стали возить по железной дороге.

К 80-м годам ХIХ века гродненская тюрьма стала крупной в регионе. Теперь она не только выполняла функции пересылки , но и использовалась для содержания «сроковых» заключённых. Здесь отбывали наказание политические и уголовники, совершившие преступления небольшой тяжести и лишённые свободы сроком до пяти лет. Они работали в производственных мастерских, где изготавливали кандалы, цепи, сельскохозяйственную утварь, а так же одежду и обувь для тюремного ведомства. Одним из самых известных сидельцев Гродненского централа того периода был известный польский художник и композитор Наполеон Орда, который попал в заключение за участие в вооружённом восстании. Именно тут он написал большую часть своих знаменитых гравюр с видами Гродно. В гродненской пересылке три раза сидел будущий шеф ВЧК Феликс Дзержинский, когда его этапировали из Варшавского централа во внутренние губернии России.

Во время Первой мировой войны гродненская тюрьма находилась в ведении немецких оккупационных властей. В апреле 1919 года, с вступлением в город польских войск, она сменила хозяев, теперь здесь правили бал польские органы власти.
При поляках в гродненском тюремном замке насчитывалось 59 камер, которые были разбиты на девять отделов. Начальник тюрьмы доносил в уголовный отдел министерства юстиции Польши, что по кубатуре помещений в тюрьме можно содержать не более 462 человек. Однако, как правило, там находилось намного больше осуждённых. Для заключённых-коммунистов администрация выделила специальный блок с более суровыми условиями содержания.

В сентябре 1939 года в тюрьме произошло восстание заключённых, во главе которого стоял белорусский писатель Пилип Пестрак.
Восставшие арестанты несколько дней удерживали тюрьму под своим контролем, пока город не заняли части Красной Армии.
Во время второй мировой войны и немецко-фашистской оккупации на территории гродненской тюрьмы, по официальным данным, сотрудниками гестапо было расстреляны и захоронены около двух тысяч человек. В основном это были советские военнопленные, белорусские партизаны и польские подпольщики.

После окончания войны тюрьма перешла в ведение МВД СССР, и там содержались главным образом уголовные преступники. В среде блатных Гродненский централ пользовался дурной славой. Связано это было с тем, что на территории тюрьмы всем заправляли «польские воры» и «суки», которые не придерживались уголовных понятий. В позднесоветские времена гродненская «крытка» считалась одной из самых строгих на территории СССР. В ней мотали срок осуждённые, переведённые из исправительных колоний на тюремный режим для отбывания наказания. Плюс лица, которые за особо тяжкие преступления сразу были осуждены к тюремному заключению.

Пресеченный побег
Именно тогда в гродненской тюрьме произошёл побег, единственный за всё послевоенное время. Случилось это 18 сентября 1982 года. В то время в тюрьме действовало мощное промышленное производство. Ради выполнения плана администрация порой шла даже на грубые нарушения инструкций. Рабочий день на производстве закончился, но семь опасных рецидивистов задержались в цехе, чтобы выполнить дневное задание. Охранять их остался только один контролёр. Воспользовавшись эти, уголовники набросились на конвойного и задушили его удавкой. Потом тяжёлым верстаком выломали дверь на территорию, ранили встретившегося им офицера заточками и вышли к внешней стене. Затем пятеро зеков бросились на вооружённого часового, чтобы захватить автомат. Двое главарей, как планировалось, с помощью заранее подготовленных верёвок и металлических крюков - кошек - быстро преодолели высоченную стену и спрыгнули на городской тротуар. Однако часовой не растерялся и открыл огонь по нападавшим, буквально расстреляв их в упор. Тем временем одного из беглецов, перепрыгнувших стену, задержал проходивший мимо курсант-пограничник. Второго побегушника поймали через две недели. Этот трагический случай многому научил администрацию тюрьмы. В централе кардинально пересмотрели систему охраны, перекрыли подходы к внешней стене и стали применять технические средства наблюдения.

Суровые будни

Сегодня в гродненской тюрьме имеется два корпуса. Первый - это СИЗО, второй - особый режим для тех, кому уже вынесен приговор суда. Администрация может создать заключённому самые разные условия - посадить человека в мрачную и сырую камеру или в другую, где посветлее и получше. Оперативный отдел решает, в какую камеру человек попадёт и какие у него будут соседи.
Самые комфортабельные хаты - четырёхместные. В остальных сидят по восемь-десять человек. Как отмечают белорусские правозащитники и журналисты, гродненская тюрьма - это последнее место, куда могут сослать строптивого арестанта. Там сидят те, кто конфликтует с администрацией в исправительных колониях, либо лица, которые осуждены за особо тяжкие преступления. Если заключённый проблемный, то в конечном итоге он обязательно попадёт в гродненскую тюрьму. Сегодняшний лимит наполнения камер - тысяча заключённых, что почти в два раза больше, чем было в советские времена. Трёхразовое питание рассчитано на получение 2600 килокалорий в сутки. У многих арестантов в камере официально имеются телевизор, холодильник, заключённому гарантированы бесплатные сигареты, также возможность приобретать товары в тюремном магазине, если на его счёт поступили деньги. Регулярно работает тюремная библиотека. При этом, как отмечают сотрудники администрации, среди современных белорусских зеков особой популярностью пользуются классические философские сочинения. Арестанты просят принести им книги Канта, Гегеля, Фейербаха, которые зачитываются до дыр. Остаётся только гадать, действительно ли подследственные и осуждённые интересуются глобальными философскими проблемами или просто хотят, как говорится, поколотить понты, показать вертухаям и сокамерникам, что они тоже не лаптем щи хлебают.

Подследственные в гродненской тюрьме не работают, а вот находящиеся на особом режиме весьма интенсивно вовлечены в производство. Осуждённые производят офисную и бытовую мебель, пластиковую тару, парковые скамейки, деревянные заборы, конструкции для детской площадки, металлические двери, решётки, контейнеры для мусора, шьют спецодежду и постельное бельё. У осуждённых обычный восьмичасовой рабочий день.

В период правления президента Александра Лукашенка за решёткой гродненской тюрьмы побывали такие известные персоны, как российский тележурналист Павел Шеремет, бесследно исчезнувший позднее телеоператор ОРТ Дмитрий Завадский, а также многочисленные активисты белорусской оппозиции. В последнее время многие общественные организации и деятели культуры Белоруссии требуют закрыть устаревшую гродненскую тюрьму или перенести её за пределы города.

- В центре европейских городов действующим тюрем осталось крайне мало, так что это желание понятно,- считает гродненский краевед Виктор Саяпин.- В конце прошлого века уже пытались перенести тюрьму за город, но проект так и не был реализован. Тюрьма занимает территорию иезуитского коллегиума. И если не возвращать зданию его первоначальное предназначение, там можно сделать прекрасный краеведческий музей. Тюрьма хранит в себе много тайн. Для обзора можно открыть, например, подземные тюремные ходы, про которые в Гродно ходят легенды. Но пока эти планы остаются только на бумаге.

Андрей Никитин
По материалам газеты
"За решеткой" (№2 2013 г.)







http://tyurma.com/grodnenskaya-tyurma-strogach-belorussii

Белоруссия, политзэки, смертная казнь, тюрьмы

Up