Фото отсюда:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B8,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%28%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%29 Оригинал взят у
philologist в
Изгнание Святого Николая с Арбата. Часть 3Оригинал взят у
eho_2013 в
Изгнание Святого Николая с Арбата. Часть 3 Еще одна старинная церковь Святого Николая - Николы Чудотворца на Песках - находилась чуть в стороне от Арбата, в глубине Большого Николопесковского переулка, носившего в советское время название улицы Вахтангова.
Церковь Николы на Песках
Поначалу церковь была возведена из дерева. Это был один из самых древних московских храмов. Длительное время считалось, что именно в этой церкви в 1493 году начался пожар, от которого выгорела почти вся Москва (после чего в русском языке закрепилась поговорка "От копеечной свечи Москва сгорела"). Сейчас ряд исследователей склоняется к выводу, что пожар разгорелся в другой церкви Святого Николая - на Берсеневке - и уже оттуда охватил всю Москву. Во всяком случае, рассказывая о этом страшном событии, летописцы впервые упомянули название Арбат, почему официальный возраст улицы исчисляется с 1493 года.
Николопесковскую церковь неоднократно перестраивали - она оказалась приходской церковью стрелецкой слободы, а стрельцы очень заботились о своих храмах. В 1635 году она упоминается как деревянная стрелецкая "в приказе Гаврилы Бакина", в 1657 году она уже числится каменной. В 1691 году прихожане Каковинского полка при полковнике Алексее Парфеевиче Обухове вновь перестраивают свою церковь, о чем делается надпись по камню на церковной стене. Кроме главной церкви была выстроена трапезная с Никольским приделом и колокольня в память святителей московских Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.
Иван Айвазовский. Пожар Москвы в 1812 году
В 1812 году церковь Николы на Песках сильно пострадала в дни московского пожара. В 1817 году определением консистории ее "яко обгоревшую и прихода неимущую" велено было разобрать. Но прихожане, вернувшись в Москву на родное пепелище, воспротивились этому и добились разрешения восстановить Николопесковскую церковь. Главным жертвователем в деле восстановления был князь А.А. Щербатов, владевший усадьбой в этом приходе. Центральное церковное здание восстановили, и только почти полностью разрушенные трапезная и колокольня были окончательно разобраны. Князь выстроил новую просторную трапезную в стиле ампир (для гармонии с окружающей церковь послепожарной застройкой) и колокольню, увенчанную шпилем-обелиском, как своеобразный памятник 1812 году. Колокольня заменяла и пожарную каланчу - возле звонницы был устроен балкон для пожарной службы, на котором дежурил смотрящий.
Автор описания московских достопримечательностей И.К. Кондратьев отмечал в 1893 году, что "архитектура храма отличается древностью и оригинальностью".
Александр Скрябин
В доме напротив Николопесковской церкви (дом № 11) жил композитор А.Н. Скрябин. Здесь он скончался в 1915 году, здесь, в этой церкви, его и отпевали. Очевидцы писали, что весь переулок был забит людьми, пришедшими проститься с композитором, и даже подойти к церкви смогли не все. Когда траурная процессия вылилась на Арбат, улица оказалась забита людским потоком по всей ширине, а окончание процессии терялось где-то в дали. В людском потоке плыл гроб композитора, который несли на кладбище на руках...
Другой известный композитор, Сергей Танеев, живший неподалеку и тоже являвшийся прихожанином церкви Николы на Песках, пришел на похороны с простудой, которая усугубилась во время церемонии и перешла в воспаление легких. Через три месяца скончался и Танеев. И его тоже отпели у Николы на Песках.
Сергей Танеев
В 1920-х годах в Николопесковской церкви служил отец Николай - священник Николай Александрович Бруни. Он был удивительной личностью: художник, поэт, музыкант, знаменитый спортсмен, авиатор времен Первой мировой войны... Его предки перебрались в Россию из Швейцарии в 1809 году, и к началу ХХ века род Бруни был уже полностью обрусевшим и глубоко православным. В роду Бруни были выдающиеся художники, архитекторы и даже глава Императорской Академии художеств. Николай, как и его брат Лев (ставший художником) с детства обладал большим художественным талантом и, будучи учеником Тенишевского училища, занимался на подготовительных курсах Академии художеств. Однако любовь к музыке победила, и по окончании училища Бруни поступил в Петербургскую консерваторию. Уровень его подготовки был настолько высок, что юношу приняли сразу на выпускной курс. Одновременно он увлекся сочинением стихов и вступил в Цех поэтов, организованный Гумилевым.
В 1913 году Николай, окончив Консерваторию, начинает музыкальную карьеру в качестве солиста Петербургской филармонии, не отказавшись и от увлечения поэзией и живописью. Но в его жизни появляется еще одна страсть - модный в Петербурге футбол. Бруни был не только ведущим игроком Петербургской команды (прародительницы "Зенита"), но и популяризатором этого вида спорта. Его интересную творческую жизнь прервала война...
Николай Бруни
Николай Бруни добровольцем уходит на фронт. Сначала его направили в санитарную службу. Он проявляет немало мужества, помогая раненым в прифронтовой полосе, и становится известным как публицист - его фронтовые записки и рассказы вызывают большой интерес. Но фронту нужны были грамотные люди для освоения техники. В 1915 году Бруни, как человека с высоким уровнем подготовки, к тому же проявившего героизм в боях, направляют в Летную школу. Он становится летчиком и в 1916-1917 годах совершает немало боевых вылетов, получив за храбрость три Георгиевских креста и офицерское звание. В сентябре 1917 года его самолет разбился. Напарник погиб, а Бруни был в таком тяжелом состоянии, что врачи сомневались - стоит ли зашивать раны и накладывать гипс, если человек с минуты на минуту покинет этот мир. Но все же из врачебной добросовестности помощь оказали. Бруни выжил, правда, всю жизнь страдал из-за последствий крушения; одна его нога так и осталась на 4 см короче другой.
Оправился он только к 1918 году, когда Россия уже была объята пламенем Гражданской войны. Поначалу Бруни принимает революцию и даже поступает в Летный отряд Красной Армии, но вскоре понимает весь ужас взаимного братоубийства, происходящий вокруг.
Смотри, чудовищной лавиной
Грехом затоплена страна.
Теперь и силою орлиной
Она не будет спасена.
Огнем и крыльями напрасно
Мы возмущаем синеву!..
Не плачь, не говори: "Ужасно",
Дай преклонить к тебе главу... - писал Бруни в 1919 году.
В том же году, уйдя из Красной Армии под предлогом инвалидности, он принимает сан священнослужителя. В 1921 году он с женой приезжает в Москву и начинает служить в церкви Николы на Песках.
В этот нелегкий период Бруни старался помочь прихожанам сохранить человеческое достоинство. В 1921 году отец Николай провел церковную панихиду по умершему Александру Блоку с чтением его стихов.
Однако в Москве все большую силу набирала искусственно созданная "обновленческая" церковь, пытавшаяся вызвать одобрение власти. Отец Николай из-за конфликта с обновленцами вынужден был оставить приход. Он служил еще в небольших церквях под Калугой и в Клину. Но в 1928 году ему приходится сложить с себя сан - ему не простили "бессребничества". Отец Николай не брал денег за церковную службу, а подрабатывал печником, плотником и другими ремеслами.
Чтобы содержать семью (у Бруни было шестеро детей) Николай Александрович устраивается работать переводчиком технической авиационной литературы. Вскоре у него открывается талант авиаконструктора, и к 1933 году он становится профессором Московского авиационного института. В 1934 году ему поручили работать с французским летчиком Жаном Пуатиссом, приглашенным в СССР в качестве консультанта. Это сыграло роковую роль - молодые коллеги написали на Бруни донос, в конце 1934 года он был арестован и попал в концлагерь в качестве "французского шпиона".
Н.А. Бруни в Гулаге работает над памятником Пушкину
В 1937 году, когда во всей стране отмечалось столетие со дня гибели А.С. Пушкина, Бруни в лагере создал памятник поэту, установленный в Ухте Коми Асср (в то время - поселок Чибью). Это был его первый скульптурный опыт, не считая деревянных скульптур, которые он вырезал в годы Первой мировой войны. Начальство было довольно и даже поощрило заключенного Бруни свиданием с женой. Но в том же году его дело пересмотрели, и Тройка УНКВД по Архангельской области приговорила Николая Александровича Бруни к расстрелу. Основанием прежде всего стала его вера - в "деле" Бруни было указано: «Внедрял религиозные традиции среди заключённых: происходящие в СССР события увязывал со Священным писанием».
В начале 1938 года приговор был приведен в исполнение.
К тому времени арбатской церкви Николы на Песках уже не существовало. В начале 1930-х годов при тотальном уничтожении арбатских церквей не пощадили и Николопесковскую. Президиум Мособлсовета принял решение о сносе церкви 4 марта 1932 года. Церковный участок вместе со старым кладбищем был передан под застройку кооперативу "Энергетик". Когда церковь ломали, обнаружили стены первой каменной постройки 1657 года, скрытые поздними переделками. Но это никого не остановило...
Памятник Пушкину в Ухте простоял до конца ХХ века. К тому времени скульптура, выполненная из подручных, недолговечных материалов, значительно обветшала. Но горожане так полюбили своего Пушкина, что памятник работы Н.А. Бруни был восстановлен в бронзе.
Оригинальная скульптура Н.А. Бруни
Реконструкция памятника 1999 года
Фотографии памятника Пушкину в Ухте с сайта "Генеалогический форум ВГД".
Продолжение следует.