Оригинал взят у
dostoyevsky в
Завершающий доклад Т.А. Касаткиной из цикла «Достоевский. Образ мира и человека. Икона и картина» Дорогие друзья и коллеги!
18 мая в 14-00 в Музее-библиотеке Н.Ф.Федорова в рамках литературно-философской студии «Алетейя» состоится завершающий доклад Т.А. Касаткиной из цикла «Достоевский. Образ мира и человека. Икона и картина»: «Братья Карамазовы». Эпилоги пяти великих романов».
О выставке «Живет в тебе Христос»: Достоевский: образ мира и человека: икона и картина
Италия, Римини, 19 - 25 августа 2012
Центральная идея выставки - обращаясь к творчеству Достоевского, восстановить ослабевшее в наших современниках христианское видение реальности. Восстановить ощущение Присутствия. Именно поэтому выставка начинается с образа исцеления слепого.
Двусоставный образ - свойство текстов Ф.М. Достоевского, которое они разделяют с окружающей нас реальностью, если мы пытаемся увидеть ее по-христиански. Это свойство вещей, когда-то сотворенных словом, - становиться словами, которыми Бог говорит с людьми. Это свойство современности - заключать в себе вечность. Это свойство реальности - создавать внешний, видимый всем, образ как место присутствия образов евангельской истории, с которыми можно встретиться здесь и сейчас: встретиться и ответить на их вызов.
Двусоставный образ Достоевского скрывает (и - являет) под современным обликом вечный лик, под самой острой и жгучей нынешней ситуацией - событие евангельской истории.
Двусоставный образ одновременно служит:
- средством ориентации в современности, поскольку истинный смысл происходящих здесь и сейчас событий можно постичь, только увидев в их глубине евангельскую сцену;
- способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры - Библию и Евангелие - без затянувшей их патины, без эстетической отстраненности, ставшей возможной благодаря двухтысячелетней дистанции, возвращая им эффект присутствия здесь и сейчас, эффект сиюминутности совершающегося.
Речь идет о гораздо большем, чем связь между текстами и конкретными изображениями. Речь идет о противоположных принципах образности, вышедших на первый план в двух христианских конфессиях: иконе и картине. Эти принципы Достоевский в своем творчестве объединяет. Икона и картина, увиденные сквозь призму творческого метода Достоевского, открываются зрителю не как взаимоисключающие, но как взаимодополняющие, обращенные друг к другу создания христианской культуры, где икона смотрит на человека, выступает к человеку из области Божественного, а картина обращается к Богу из глубин нашего мира. Но одновременно икона обнаруживается и в последних глубинах самого человеческого существа, а картина глядит на Бога Его же глазами. Икона являет нам обоженного человека, а картина - вочеловечившегося Бога.
Достоевский же строит текст таким образом, чтобы описание сцены из нашей реальности одновременно оказывалось описанием знакомой нам иконы или картины - так он соединяет планы сиюминутного и вечного, делает ясным для читателя истинное значение происходящего.