Оригинал взят у
jurginas в
postАльгимантас Бучис - Algimantas Bučys
"ИСТОРИЯ ПРИ СВЕТЕ ПИСЬМЕННОСТИ"
...Для Войшелка, даже если он мог ознакомиться лишь с адаптированными переводами Евангелия на церковнославянский язык, не возникало сомнений в отступничестве римских католиков от Христова учения. И тут необходимо вслушаться в глубинные, не профанического свойства, аспекты взаимных претензий «греков» и «латинян». Продолжительная, уже в V столетии начавшаяся полемика неизбежно затрагивала саму сопоставимость Ветхого и Нового Заветов. Восточные ортодоксы держались того мнения, что Христос провозгласил Новый Завет и тем самым «отменил» Ветхий Завет, который был Всевышним адресован «роду Авраамову» (по выражению Киевского митрополита Иллариона, одного из виднейших славянских писателей и теологов XI века). Илларион ранее 1051 года, т.е. до избрания митрополитом, выступил с известной проповедью под громоздким, но исчерпывающим названием: «О Законе, данном через Моисея, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнили землю». Сам факт, что до наших дней дошло около 50 копий этой проповеди, говорит о её огромной популярности, особенно если верить подсчётам специалистов, согласно которым сохраняется лишь один список из ста. Мало этого - Слово св. Иллариона надолго стало литургическим и употреблялось в церквах Руси вплоть до XVIII века. В храмах XIII столетия его можно было слышать повсюду - и в Киеве, и во Владимире-Волынском, и в Холме, и в Новогрудке, где бывал и жил князь Войшелк. По утверждению Иллариона, Ветхий Завет был лишь начальной стадией на пути к Богу и, лелеемый иудеями, таился от других народов: «Холод ночной проходит, если солнечный свет согревает землю. Так и Закон миновал, когда явлена была Благодать. И уже не теснится человечество в ярме Закона, но свободно шествует под кровом Благодати. Иудеи соделывали свое оправдание в мерцании свечи Закона, христиане же созидают свое спасение в сиянии солнца Благодати. Ибо иудейство посредством тени и Закона оправдывалось, но не спасалось. Христиане же поспешением Истины и Благодати не оправдываются, но спасаются.»