Оригинал взят у
jurginas в
postПродолжаю публикацию разрозненных реплик из текста, очень для меня важного. Книга должна явиться на свет в конце этой недели. Надеюсь, что скоро смогу позвать вас на свидание с ней в московский Дом Балтрушайтиса, да и не только туда. Хочется, чтобы её узнали и оценили историки, литераторы, богословы... И вообще те, кому небезразлично, откуда мы взялись именно здесь, в таком соседстве и почему говорим, пишем и поступаем так, как мы говорим, пишем и поступаем.
Альгимантас Бучис - Algimantas Bučys
"ИСТОРИЯ ПРИ СВЕТЕ ПИСЬМЕННОСТИ"
...Одна из идеологических основ религиозной агрессии - идея избранности. Папа Римский Урбан II находит для обозначения франков такие, к примеру, слова: «народ, не сравнимый с другими народами». Другой столп насильственного миссионерства - образ ярого недруга. Избранному народу противостоят «чужаки», «дикари», «варвары». Тот же Урбан II использует, как указывают текстологи, многочисленные характеристики «богомерзких извергов», почерпнутые в древнееврейских текстах. По его утверждению, на христианские владения в Святой Земле (т.е. в Палестине) покусилось «чужеземное племя, противное Богу, жестоковыйный и бунтовской народ, дикий сердцем и духом». Отсюда - священный долг каждого христианина выступить против недостойных. Как сообщает летописец Роберт, напутственная речь папы перед крестоносцами неоднократно прерывалась выкриками из толпы: «Так хочет Бог!»
Но христианский Бог не мог этого хотеть, ни в одном из четырёх Евангелий мы не найдём ни одного призыва к войне. И для Войшелка, даже если он мог ознакомиться лишь с адаптированными переводами Евангелия на церковнославянский язык, не возникало сомнений в отступничестве римских католиков от Христова учения. И тут необходимо вслушаться в глубинные, не профанического свойства, аспекты взаимных претензий «греков» и «латинян»...