Мой коммент к нижеприводимой записи Бориса Херсонского:
Буквально «осквернение»: на собрании в институте Гипротис, где я тогда работала, выступил человек (незапланированно, стихийно) и сказал: «Они посмели ступить своими грязными ногами на эту СВЯЩЕННУЮ брусчатку».
Оригинал взят у
borkhers в
Из коммента - в пост. Иногда акции диссидентов были именно акциями - т.е. диссиденты открыто делали то, что было совершенно неприемлемо для тогдашней структуры общества и прописывалось в тогдашнем УК. Диссиденты знали, что нарушают известное законодательство и сознательно шли на жертву - арест, суд, пребывание в лагере или психбольнице. Наталья Горбаневская участвовала именно в такой акции. Эта героическая женщина и ее соратники знали, на что идут. Открытый протест на Красной Площади против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию по тем временам был таким же нонсенсом, как панк-пляски в Храме Христа Спасителя - сегодня. Он грозил куда более тяжелыми последствиями, а потому в глазах многих людей, даже согласных с диссидентами, также был безумным. Ведь можно говорить на кухне о том же самом с ничтожным риском для себя!
*
Я думаю, что Красная Площадь была "сакральным пространством" для коммунистического режима не в меньшей степени, чем ХСС для нынешней церковной иерархии и государственной власти России. Выход на площадь в 1968 году был актом осквернения коммунистической святыни. Значительно позднее "девственность" Красной Площади грубо попрал незадачливый немецкий пилот Матиас Руст. Разумеется, он тоже нарушил тогдашний ( и нынешний) закон и поплатился за это.
*
Я веду дело к тому, что акция панк-певиц была не только хулиганской выходкой, но и актом протеста против сращения церковной и государственной власти (вопреки конституции), а также против поддержки Церковью определенного кандидата, а также против роди бывшего КГБ в государственном правлении. Повторюсь речь идет о политическом протесте,который также носил характер "осквернения" сакрального пространства.
*
Правда тогда, в 1968 году, никому и в голову не пришло судить диссидентов за нанесение морального вреда верным членам КПСС...Были иные статьи в УК.
*
Выбор "площадки" для проведения акции с точки зрения провокативности и привлечения внимания общественности к этой акции, а, следовательно, и к тому, против чего протестовали девушки (или те, кто из вдохновил) был безупречен.
Был также и иной момент - судебный процесс должен был превратиться в трибуну для того, чтобы высказать свои убеждения перед лицом общественности. Потому-то в СССР так не любили открытых политических процессов, они допускались лишь тогда, когда воля диссидентов была сломлена и они публично отрекались от своих убеждений.
*
В этом, и только в этом смысле, акция панк-группы может быть сопоставлена с некоторыми диссидентскими акциями прошлого времени.