Оригинал взят у
wangpa в
Тибетская поэтесса и активистка Церинг Осер лишена возможности получить нидерландскую наградуТибетская поэтесса Церинг Осер (Tsering Woeser) не смогла присутствовать на церемонии вручения престижной премии ‘Prince Claus Award’, намечавшейся 1 марта в посольстве Нидерландов в Пекине. Агенты внутренней госбезопасности, не предъявляя никаких оснований, не выпускают ее из дома.
В своем блоге Invisible Tibet она пишет, что как раз находилась в Лхасе в сентябре 2011 года, когда пришло известие, что ей присуждена премия нидерландской организации ‘Prince Claus Fund’.
На торжественную церемонию вручения премии для “отважного тибетского писателя и блогера” в Пекин должен был прилететь первый президент фонда, названного в честь принца Клауса фон Амсберга. В рамках этого визита представитель ‘Prince Claus Fund’ предполагал также встретиться с другими китайскими лауреатами, но совершенно внезапно ему было отказано в китайской визе.
Затем начались другие новости,
пишет Осер. На днях министерство иностранных дел в Пекине стало добиваться, чтобы церемония награждения была вообще отменена. Опасаясь излишнего давления со стороны китайских спецслужб, нидерландские дипломаты были вынуждены в конечном счете сократить мероприятие до закрытого приема во временной резиденции посла. На церемонии предусматривались различные ограничения, в том числе на фотосъемку и подготовку репортажей, однако Осер могла пригласить друзей.
Тем не менее даже на таком скромном уровне поздравить ее в присутствии посла Королевства Нидерландов оказалось невозможным. Агенты внутренней госбезопасности сообщили тибетской поэтессе, что если она решит пойти на церемонию, то ее задержат. В доказательство того, что такая угроза не является только словесной, 29 февраля в подъезде ее дома появился пост управления общественной безопасности.
Более того, Церинг Осер и ее муж, писатель Ван Лисюн, на неопределенный срок и без разъяснения причин лишены права на свободу передвижения. Им запрещено выходить из дома без предварительного согласования с агентами внутренней госбезопасности, а если разрешение будет получено, то они обязаны перемещаться по городу только в сопровождении персонажей в штатском.
Пока трудно сказать, как долго будут продолжаться эти ограничения, учитывая тяжелую ситуацию внутри Тибета. За последние два месяца, указывает Осер, ее четыре раза вызывали "на чай", как принято называть неформальный допрос в милиции, которая в материковом Китае занимается также охраной партийной идеологии. Если это связано с "двумя сессиями", точнее говоря, с повышенными мерами безопасности в период проведения заседаний консультативного и законодательного органов власти, то раньше 15 марта этот неформальный домашний арест все равно не снимут.
В нынешней ситуации есть еще кое-что странное, отмечает тибетская поэтесса. До этого случая в Китае ту же премию ‘Prince Claus Award’ получали музыкант Цуй Цзянь (
Cui Jian), режиссер Цзя Чжанке (Jia Zhangke) и другие деятели культуры, и посольство Нидерландов устраивало большие церемонии без всяких проблем. “Почему же ко мне такое ‘особое отношение’ - только потому что я тибетка?” - вопрошает она в своем блоге.
Организация 'Prince Claus Fund' выразила сожаление в связи с тем, что тибетская поэтесса была лишена возможности получить 1 марта премию из рук посла Нидерландов. Как отмечается на
сайте фонда, Церинг Осер удостоена премии ‘Prince Claus Award’ за 2011 год за ее отвагу в выступлениях от имени тех, кого заставили молчать, за неотразимое сочетание литературного качества и политического репортажа, за отражение и поддержку тибетской культуры, а также “за активную приверженность самоопределению, свободе и развитию Тибета”.
“Тот факт, что Церинг Осер не располагает свободой выходить из своего дома и свободно выражать свое мнение, еще раз демонстрирует значение ее высказываний”, - заявила директор фонда Криста Мейндерсма (Christa Meindersma). Нидерландская организация в настоящий момент считает содействие безопасности Осер и ее семьи своей первоочередной задачей.