Оригинал взят у
aldashin в
Кладезь красоты неземной.Что искал так и не нашёл, но нашёл другое, не менее прекрасное.
Некоторые иконы покажу, остальное, если интересно,
сами посмотрите. Там и пояснения подробные, я их цитирую с сокращениями.
София Премудрость Божия.
17 век. Карелия
"Подобные изображения Софии Премудрости были популярны в XVI-XVII веках. Необычной деталью являются красные ткани одеяний ангелов, образующие как бы пяты небесной арки. По-видимому, это результат декоративной интерпретации изображения небосвода в виде свитка, у которого видна "оборотная" сторона."
"На нижнем поле - надпись о том, что она была вложена в церковь на Яндомозере крестьянами того же села Яндомозеро, что находится на Онежском полуострове, к северу от Кижского погоста.
Существующая там и ныне деревянная Варваринская церковь построена в 1650 г. "
Кто не видел мудрости - вот так она выглядит. Сидит на троне. И нам бы мудрость, на трон бы. В Кремль бы, хоть на один срок.
Пророк Даниил во рву львином.
17 век. Поволжье
"Основной сюжет, дополнен эпизодом посещения Даниила пророком Аввакумом. Композицию завершает образ Христа Эммануила в небесах. Изображения Даниила во рву львином были характерны для боковых дверей русских иконостасов XVI- XVII веков."
Увеличьте, посмотрите: у святого под ногами львы как котята малые копошатся.
Богоматерь Умиление
17 век. Москва
"Икона близка к "Умилению Ярославскому", но с рядом отличий, наиболее радикальное из которых - движение левой ручки младенца, лежащей на плече Марии. Эта деталь делает произведение редким по иконографии."
Жест и правда, такой детский и живой, всей фигуре динамику придаёт. И Богоматери жест - порывист и чувства полон:
Зачатие святой Анны.
17 век. Центральная Россия
"В центре обнимающиеся Иоаким и Анна, фоном которым служат здания Иерусалима, и две сцены Благовестия: вверху слева - Иоакиму, справа - Анне.
Иконография в этом варианте становится популярной с конца XVI в. и получает наибольшую распространенность в первой половине - середине XVII в. "
Об этом событии известно из апокрифического
Протоевангелия Иакова (
II век).
Не знал о существовании такого сюжета. Удивительно.
Иоанн Богослов в молчании.
19 век. Палех
Богослов молчит и пишет, что ему ангел на ухо нашёптывает:
Так что, ребята, Палех - это вам не только шкатулки сувенирные для интуристов.
С XVIII века Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков. Холуй и
Палех - старинные художественные промыслы. Уважайте.
Богоявление с евангельским сказанием об искушении Христа
19 век. Палех
Не припоминаю такой композициии, первый раз вижу, чтобы с Христом одновременно ещё народные массы крестились.
Обычно он один. И как хорошо-то вышло.
Богоматерь Умиление типа Яхромской, со святыми на полях.
19 век. Поволжье
Посмотрите, как переливаются складки ткани вокруг лика Марии, будто кристаллы, синие и красные. И ритм всей иконы очень живой, музыкальный, и в меру строгий и величавый. Мне очень нравится. Да, я любуюсь. Да, икона не картина, но я всё равно любуюсь. Любоваться - от слова любовь. И значит оно - любить и радоваться.
Богоматерь Гора Нерукосечная.
19 век. Гуслицкие села
Изображение основано на ветхозаветном рассказе о толковании Даниилом-пророком сна царя Навуходоносора:
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
Дан.2:34-35
Поверх амафория Богоматери изображены лестница, гора и радуга - ветхозаветные прообразы Девы Марии как Матери воплощенного Бога.
И напоследок - икона, которая меня в этот кладезь привела:
17 век. Нижний Новгород
Рождество Христово 17 век
Композиция многосюжетная.
(Картинка большая, посмотрите по ссылке -
http://bibliotekar.ru/rusIcon/18.files/image001.jpg )
--------------------------------------------
Все картинки и пояснения -
Коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю.