Оригинал взят у
olga_derkach в
С чего начинается... Нет, не родина, а энциклопедияВчера мы выбрались к Алвару нашему Аалто, человеку, который открывает все энциклопедии.
Нет, сам-то он давно (в 1976) упокоился на кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. За три года до того его узнал весь непричастный к архитектуре мир: во дворце "Финляндия" работы Аалто в Хельсинки проходили Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С тех пор большинство о нем больше ничего и не знает. Но мы Аалто-фанаты, и знакомы с его работами глубже. Особенно глубоко мы проникаемся его творчеством, когда ставим цветы в вазу: знаменитые Аалто-мальякко бывают разных размеров, но сын подарил мне самую высокую-глубокую.
Но пока о высоком - в другом смысле слова. Хотя дом-мастерская нашего Алварушки, обнаруженная нами в районе Мунккиниеми в Хельсинки, всего-то высотою в два этажа, но это замечательный образец конструктивизма-функционализма.
Ну, не красота?
Это мы уже зашли внутрь и любуемся на оформление мастерской. Вообще-то настоящая большая мастерская в пяти примерно кварталах на другой улице, и мы туда не попали: запускают отдельно, редко и по утрам. А сюда - чуть не круглый год со вторника по воскресенье, с 13 до17 каждый ровный час, но по немилосердной цене - 17 евро с интересующегося. Хвала Международному Союзу журналистов: 34 евро мы сэкономили. За эти деньги целая тетя проводит часовую экскурсию на финском языке. Может и на английском, но мы легких путей не ищем (и английского на слух не воспринимаем. а только читаем, если что). Похвастаюсь сразу: я все поняла!!! Ну почти все: даты я еще со слуха не схватываю. Отдельно благодарю добрую женщину: она говорила медленно, как с дебилами. Зато понятно!
Это уголок мастерской.
Вот здесь он работал: когда было холодно или лениво бежать за пять кварталов. Мы одобрили: светло, удобно. Кирпичные ступеньки из мастерской ведут в библиотеку, деревянные - в жилую зону. Степень продуманности всего просто бьет под дых. Но вы еще увидите.
Это букет деталей. Аалто имел привычку конструировать мебель для некоторых своих зданий (больница в Паймио, к примеру). Все удивительно технологично - бери и производи. Взяли и произвели. Кое-что украли - об этом ниже.
Нет, вы только гляньте. У меня дух замирает от этой величественной простоты. Истинная гениальность.
Вот так это выглядит уже в изделии. Ваза на столе - та самая, созданная в соавторстве с первой женой Айно. Обивку сочиняла жена, только я сразу не записала - первая или вторая. Вторая жена Элиза тоже архитектор-дизайнер и возникла после ранней смерти Айно.
Стены из шелковистой ткани. Аалто любил все светлое и мягкое. Окна большие, выходят в сад - он хотел, чтобы гостиная и сад воспринимались единым целым.
Вазы, столики, детали...
Блюдо со следом от вазы. Нет, все же пора о ней поведать. Держите интермедию:
Самый известный в мире советский экспонат Всемирной выставки в Париже 1937 года - это скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Самый известный в мире финский экспонат Всемирной выставки в Париже 1937 года - это ваза, которую создали супруги Аалто. Это признанная вершина "стеклянного" дизайна - другой такой знаменитой вазы в мире нет.
Сегодня в Финляндии эту вазу так и называют - Аалто-ваза. Сосуды разных размеров, высот и цветов объединяет неповторимая волна обвода. Весьма символично: Аалто - в переводе с финского "волна".
А начиналось все в 1936 году, когда стекольный завод Ииттала объявил конкурс на создание изделия для будущей всемирной выставки. Его закономерно выиграл талантливейший архитектор и дизайнер Алвар Аалто, уверенный в том, что хороший дизайн и настоящая красота должны быть неотъемлемой частью ежедневной жизни. Красоту из музея он перенес в каждый дом - вот какую невероятную задачу выполнил Алвар Аалто с помощью супруги Айно!
О том, что его вдохновило, спорят до сих пор. Сыну землемера, безусловно, была близка финская природа - изобильно извилистые берега тысяч озер. Это можно увидеть только сверху, но Аалто жил в эпоху развития авиации и был ее яростным поклонником: даже в свадебное путешествие отправился на самолете. Впрочем, рабочее название проекта - "Кожаные штаны эскимоски" подсказывает второй источник вдохновения супругов Аалто - традиционные мотивы саамского женского костюма.
Доходов от своей знаменитой вазы Аалто не получил - все права принадлежали организатору конкурса. Получил больше: сегодня в каждом финском доме стоит маленький памятник его труду и таланту - Аалто-ваза.
Венецианские стулья - из Венеции, все остальное - семейство Аалто. И лампа.
Шкапчики невероятных удобств. Верхние ящички вынимаются - это подносы. Ваза на шкафу уникальна - с закругленным переходом от стенки к донышку.
От этого шкафа оторваться не могли. Это шкаф-стенка на две стороны, все скользит, открывается. И ваще! Проектировали же люди! Потому как с головой. Приготовила прислуга что на кухне, поставила с кухонной стороны в шкафик, а хозяйка со стороны столовой вынимает. Это мы со стороны кухни сейчас смотрим, столовую насквозь видно.
Стаканчики работы Айно Аалто. Продаются в любом финском магазине посуды-подарков, стоят, как говорящий слон.
Красота+функция:
Функция+красота. Работа Алварушки, да.
Табуреточку под столом видите. Да-да Икея ее... Чтоб не иметь проблем с авторским правом поставила четвертую ногу. Стало уродливее и менее устойчиво.
Лампа, спроектированная специально для торговцев искусством.
Спальня. Чтоб я так жила!
Ящики с прозрачной передней стенкой (даже не сразу разглядишь, что она есть). Видно, что лежит. Удобно!
А это не лестница, а шведская стенка.
Ящик для цветов на веранде характерных обводов.
Проверено: кресло удобное. А бахила от усердия слетела.
Посмотрите старине Алвару в лицо.
Лесенка к тайной дверке: так старина Алвар уходил огородами наверх в жилые комнаты и на террасу.
Здесь интересна не столько я, сколько портьера. Элиза Аалто создала рисунок на тему падающей башни в Пизе. Что тут падает, понять не удалось.
Постеры в арт-магазине музея.
И как же напоследок без вазочки? Она - словно подпись Мастера.