Ужосы толерастии

Jun 10, 2016 08:01

Уже несколько раз я натыкаюсь вот на этот ролик, демонстрирующий ужосы толерастии и политкорректности.

image Click to view



Посыл у него в целом такой: если западное общество будет слишком терпимо относиться к разным людям неправильной религии или там цвета кожи, а не выпинывать их из всех социальных институтов, как оно было принято еще несколько десятков лет назад, то настанет Адъ и Израиль, и ангелы восплачут на небесах. Перепощивают этот ролик и наши соотечественники. Уж не знаю почему. Может, они радуются, что у нас тлетворной толерастии нет, женщин можно публично называть "телочками" и по этой причине мы сохраним свою Великую Культуру и высокий научный потенциал. А может, думают, что тоже толерастия наступаэ, и ангелы восплачут на небесах.

Дальше будет субъективно, без ссылок и подсчета процентов. Меня этот ролик натолкнул на мысль о такой неоднозначной штуке, как педология. О том, что такое педология вообще, я писать не буду, т. к. долго. Отмечу только, что она предполагала в том числе "объективную оценку" умственного и психического развития детей на основании соответствующих тестов по количественному измерению интеллекта. Детей тестировали, и для тех, кто тесты проходил не так, как нужно, создавались отдельные классы и заведения для "дефективных". Так уж выходило, что в "дефективные" попадали в основном дети рабочих и крестьян, а детей интеллигенции обычно чаша сия миновала. Педагогически запущенных и интеллектуально не развитых детей и подростков; детей и подростков, перенесших понятно какие потрясения в связи с войной, неразберихой в стране и тому подобными вещами на основании тестов объявляли "дефективными" и удаляли их из обычных школ (если почитать какую-нибудь "Жизнь Ивана", то можно представить себе, что в таких условиях очень легко сделаться "дефективным" со всех точек зрения, а к второму десятилетию XX века ситуация в русской деревне поменялась довольно слабо). Понятно, что шансы на социальные лифты такие дети теряли. Ситуация с "дефективными" детьми рабочих и крестьян не понравилась большевикам, поэтому в середине 30-х появилось Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое поставило крест на практике создания отдельных образовательных гетто для "дефективных" (до кучи оно еще поставило крест на использовании психометрии в педагогической практике СССР; тесты, предположим, на IQ не используются в школе по сей день). Понятное дело, что большевиков результаты не устраивали с классовой точки зрения: ребенок пролетария не должен был быть морально или интеллектуально дефективным, потому что пролетарий идет в авангарде революции и очень сознательный; выявленные педологами "дефективные" дети рабочего класса эту картинку портили. Можно легко представить себе подобный ролик в защиту школ для дефективных пролетарских и крестьянских детей: сидят тупорылые дети колхозников и рабочих, ничего не учат, а чуть что - заявляют о классовой принадлежности (и кое-где такой ролик даже был бы ближе к реальности, чем этот, бичующий толерантность; и есть даже рассказ Зощенко "Учитель" про ужасы modern educayshun того времени http://ostrovok.de/old/classics/zoshchenko/story175.htm ) Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, детям крестьян и пролетариев (даже "дефективным", трудным и совсем "диким") был дан шанс при помощи равного для всех образования залезть на ступеньку повыше и дать шанс уже своим детям залезть еще на одну ступеньку, ну и так далее. Некоторые из моих прабабушек не умели читать и писать; кто-то умел во взрослом возрасте читать по слогам и писать только печатными буквами. У бабушек и дедушек было уже среднее школьное образование и у одного из дедушек оконченный техникум. У матери - два высших.

Я это все к тому, что значительный процент тех, кто этот ролик перепощивает и лайкает, имеет предков не из графьев, а вот оттуда, из "Жизни Ивана". Я это утверждаю с некоторой доли определенности потому, что перепись, например, 1897 года фиксировала тот факт, что 77.5 процентов населения были крестьянами, всего 20 с небольшим процентов населения знали грамоте, а дворян было полтора процента, духовенства - полпроцента, купцов - две десятых процента. При этом эти самые люди получили некое образование (и скорее всего даже высшее), они работают на каких-то довольно непыльных работах, и частная их жизнь крайне далека от тех "скреп", о которых можно почитать у Семеновой-Тян-Шанской. Отчасти это все стало возможно - сюрприз - благодаря "толерастии" и созданию более-менее равных возможностей в области образования. И самое главное: никто от этой практики не отупел; количество образованных людей от допуска "интеллектуально дефективных" в школу и от отмены практики психометрических тестов, выявляющих "дефективных", не снизилось; даже само содержание образования усложнилось, а не упростилось. Поэтому этот страх перед торжеством "толерастии", которая возьмет и снизит культурный уровень, мне кажется странным. Причем ладно бы еще он казался таковым белым гражданам западных стран титульной национальности, но уж у нас-то благодаря условной "толерастии" и разрушению классовых барьеров через пару поколений на социальных лифтах докатились до определенного уровня потомки неграмотных "Манек", "Ванек", "Матвеек" и "Парашек". Ан нет, они тоже боятся, что скрепы поразрушатся.
Previous post Next post
Up