6. Енох
Иоанна мандеи именуют «Яхья-Йохана» (Яхья - арабский вариант произношения имени Иоанн, Йохана - арамейский). В священной книге Сидра-д-Яхья («Книга Иоанна») Яхья-Йохана предстает в виде грозного могущественного пророка - когда он говорит, «небесные колеса сотрясаются и колесницы опрокидываются; буря стихает;солнце и луна стенают, земля и небеса скорбят». Яхья является в Иерусалиме «в одеянии славы», «окутанный пеленой облаков», «опоясанный поясом из воды», «в облаке блеска и величия», исцеляет чудесным образом калек, слепых, прокаженных, воскрешает из мертвых, проповедует и крестит народ в Иордане.
Сравним это описание со следующим фрагментом из другой священной книги Мандеев - «Гинза Рба»:
«Анош-Утра принял телесную форму и пришел в Иерусалим, в одеянии из водных облаков ... Он пришел во времена Пилата, земного короля ... Анош-Утра пришел в мир в силе великого Короля Света, исцелял больных, открывал глаза слепым, очищал прокаженных, поднимал калек и расслабленных на ноги, возвращал речь немым, а мертвых - к жизни, собирал уверовавших среди евреев и показывал им, что «есть смерть и есть жизнь; есть тьма и есть свет; есть заблуждение и есть истина» и обращал евреев во имя Великого Короля Света».
Таким образом, Иоанн-Яхья - это телесное воплощение Аноша-Утры. Тут необходимо пояснение. «Утры» - это светлые надмирные сущности, воздействующие на все субстанции, предметы и тела (живые и неживые) материального мира. В космологии Герметических трактатов точным аналогом Утр являются светлые «Силы» («Все есть во Вселенной, составленной из всех Сил», Трактат № 13 «Тайная нагорная проповедь»). Многие Утры персонифицированы, особую роль играют три Утры - Хибил, Шитил и Анош. Так на языке мандеев звучат имена библейских патриархов - Авеля, Сифа и Еноха. Хибил, Шитил и Анош, по мандейской генеалогии, являются сыновьями первого человека - Адама, их земные воплощения положили начало человеческому роду, однако, в своей надмирной ипостаси они существовали еще до возникновения материального мира и, более того, принимали активное участие в его сотворении.
Анош-Утра, как мы видим, имел два телесных воплощения - Аноша (Еноха), одного из первых людей, и Яхьи-Йоханы (Иоанна). Точнее, в «Гинзе» Яхья-Йохана просто выступает под именем Аноша, а в «Сидра-д-Яхья» (и еще в одной книге мандеев - «Харан Гавайта») Анош является чем-то вроде ангела-хранителя Яхьи-Йоханы и, соответственно, именуется Анош Хранитель. После появления Яхьи-Йоханы на свет Анош забирает его на Белую Гору, где передает ему священное знание. Когда Яхье-Йохане исполняется 22 года, Анош-Утра доставляет его в Иерусалим и поручает Солнцу и Луне оберегать его.
Таким образом, в религиозной системе мандеев величайший маг, пророк и жрец Иоанн Креститель является реинкарнаций одного из перволюдей - Еноха, точнее, одной из земных инкарнаций Еноха Небесного. Что же говорится о Енохе в источниках, имевших хождение в Европе?
Для начала обратимся к Библии. С единственной целью - зафиксировать, что библейские сведения о Енохе крайне скудны.
«Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.
Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.» (Бытие 5:18 - 24)
ВСЕ.
Тем не менее, в религиозно-философских концепциях таких видных мыслителей эпохи Ренессанса, как Пико делла Мирандола и Иоганн Рейхлин, Еноху отводилось особое место, и основанием для этого были труды и комментарии еврейских мистиков - толкователей Пятикнижия (Торы), иными словами, кабалистические сочинения.
Мирандола и Рейхлин были знакомы друг с другом, встречались во Флоренции, состояли в активной переписке. Рейхлин считал Мирандолу своим учителем (Мирандола, в свою очередь, был учеником Марсилио Фичино - переводчика на латынь «Герметического свода» и Платона). Оба философа считали, что в Кабале раскрывается глубинная мудрость и содержится наилучшее подтверждение истинности религии Моисея и Христа.
Вот что пишет Мирандола в «Речи о достоинстве человека», произведении, которое принято называть (может быть, несколько опрометчиво) «манифестом эпохи Возрождения»:
«Моисею на горе божественно открылся не только закон, который он оставил потомкам, записав его в пяти книгах, но и истинное толкование его тайного смысла. И было предписано богом Моисею, чтобы сделал закон достоянием народа, но толкование закона не записывал бы в книгах и не разглашал, а чтобы открыл его только самому Иисусу Навину, а тот затем - другим преемникам, самым главным из жрецов, при соблюдении благоговейной тайны.»
Именно эти тайные знания и получили название «Кабала», утверждает Мирандола. Впоследствии, продолжает он, первосвященник Ездра, «ясно понимая, что вследствие изгнаний, убийств, бегства, пленения израильского народа установленный предками обычай передавать учение устно соблюдаться не может и чтобы в будущем не пропали тайны высочайшего учения, открытого Моисею богом, так как невозможно дольше сохранять в памяти комментарии к нему, постановил на собрании самых выдающихся тогда ученых, чтобы каждый сообщил всем то, что сохранил в памяти о тайнах закона, а приглашенные должны были все это записать в семидесяти книгах ... Это - книги науки кабалы.»
Кабалисты уделяли в своих комментариях значительное внимание описаниям в Библии случаев общения патриархов и праведников с «Ангелом Господним» . Что это за ангел?
Человеку не дано видеть лика Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.» (Исход 33:20). Поэтому человеку, с которым собирается говорить Бог, является Ангел, знаменующий присутствие Бога:
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!» (Исход 3:2 - 4)
«И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!
Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: `из Египта вывел нас Господь'? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.
Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.»
Комментаторы Пятикнижия отмечают другие примеры появления Ангела Господня (Исайя 63:9, Бытие 18, Иисус Навин 5: 13 - 15). Существенно здесь то, что появление Ангела Господня означает присутствие Бога; лик Ангела увидеть возможно, лик Бога - нет. Поэтому за этим Ангелом закрепились названия «Ангела лика» и «Ангела присутствия». Кроме того, Ангела Господня называли Ангелом Завета (ср. Судьи 2:1: «И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим--[дать вам], и сказал Я: не нарушу завета Моего с вами вовек»).
Согласно кабалистической литературе, имя этому Ангелу - Метатрон.
Особое внимание комментаторы уделяли тому моменту в Библии, где Господь практически отождествляет себя с этим Ангелом. Это, разумеется, фрагмент из Книги Исход, породивший многие сотни страниц кабалистической литературы:
«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.
Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем.
Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.» (Исход 23: 20 - 22).
Кабалисты и комментаторы Торы считали, что в Метатрона преобразился Енох, после того, как Господь взял его живым на небеса. В соответствии с этой традицией, Мирандола в «Речи о достоинстве человека» отмечает, что в «тайной еврейской теологии» Енох превратился в божественного ангела, которого называют «Малах Адонаи Саваоф». «Малах» по-еврейски означает «ангел», а Адонаи и Саваоф - это имена Бога. Тем самым, Енох превратился в Ангела - носителя имен Бога, то есть - в Метатрона.
Впрочем, существует другой вариант этого фрагмента «Речи о достоинстве человека» - там говорится, Енох преобразился в ангела «малах ха-шехина». Однако, термин «шехина» означает присутствие Бога в мире людей, то есть, Енох превратился в Ангела присутствия, иными словами - опять-таки в Метатрона.
Итак, Енох после вознесения на небо стал Метатроном, Ангелом Завета.
А теперь посмотрим, что сказано про Ангела Завета в книге пророка Малахии:
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.» (Малахия 3:1)
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.» (Малахия 4:5)
Эти высказывания Малахии вспоминает Иисус, говоря об Иоанне Крестителе:
«Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Матф. 11:10)
«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.» (Матф. 11:14)
Но вот вопрос: в стихе 3:1 Малахия говорит об Ангеле, который «приготовит путь» перед Господом, а также об Ангеле завета. Текст составлен так, что нет однозначной интерпретации - один и тот же это Ангел или разные.
Христианские богословы склонны считать, что речь идет о разных ангелах. Тот Ангел, который «приготовит путь» перед господом - это Илия, и он же, согласно Евангелиям, Иоанн Креститель. А «Ангел завета, Которого Вы желаете» - это Иисус.
Не углубляясь в дебри богословия, все же отмечу слабость такой трактовки: Иисус - не ангел, он - сын Божий, единосущностный с Богом-Отцом, то есть - сущность совершенно иного ранга.
Но для нашего исследования важна даже не слабость (или, допустим, сила) христианской богословской интерпретации, а то обстоятельство, что в иудейской традиции это место из Малахии трактуется в противоположном смысле: Ангел, который приготовит путь перед Господом, и Ангел Завета - это один и тот же ангел, пророк Илия в своей небесной ипостаси. В частности, считается, что Б-г вменил Илии в обязанность присутствовать при каждом обрезании, и таким образом свидетельствовать, что народ Авраама должным образом соблюдает Завет с Б-гом. Соответственно, при обряде обрезания зачитывается молитва, приглашающая Илию в свидетели соблюдения Завета, и для него резервируется отдельное кресло - «кресло Илии».
Итак, получается, что Илия - это Ангел Завета, и тем самым он тождественен Еноху-Метатрону. А значит, Иоанн Креститель, который «есть Илия», является Метатроном, посланным в мир земной, чтобы приготовить путь Господу.
К такому выводу мы пришли, рассуждая в русле, предложенном Мирандолой и Рейхлиным, то есть пытаясь сопрячь мудрость Кабалы с христианскими (новозаветными) сказаниями.
7. Енох, Гермес и Иоанн
Таким образом, путем несложных рассуждений и сопоставлений мы показали, что философы-мистики эпохи Возрождения могли додуматься о тождестве Иоанна Крестителя с Енохом-Метатроном. А существование доктрины (мандеев), декларирующей тождество Иоанна и Еноха явным образом, повышает, на наш взгляд, вероятность того, что такой вывод был сделан.
Здесь необходимо и уместно пояснить, какое место отводилось Метатрону в филосовских системах Рейхлина и Мирандолы.
Мирандола в труде Heptaplus описывает иерархию из трех миров: верхний мир - мир ума (интеллекта), затем мир небесный, содержащий небесные сферы, звезды и планеты, - и низший, испорченный подлунный мир. Дерево сефирот пронизывает эти миры, и в высшей точке - сефире «кетер» - находится Дух Божий. Метатрон находится там же, несколько ниже Духа Божьего. Ниже Метатрона находится Душа Мессии (отметим это особо!).
Помещая Метатрона непосредственно рядом с Богом (хотя и несколько ниже его), Мирандола отводит ему совершенно особую роль; ее он описал в загадочных выражениях в «900 тезисах». В первом тезисе раздела 19 он пишет о том, что существуют «множественные освещаемые потенциальные интеллекты», «множественные интеллектуальные агенты, освещающие и освещаемые» и «единственный исключительно освещающий интеллектуальный агент».
Не слишком понятно? Совсем непонятно? Попробуем разобраться, памятуя о том, что в «900 тезисах» Мирандола попытался свести в единую систему мудрость античных философов, герметических трактатов, кабалы и христианства.
Под «светом» и у античных философов, упоминаемых Мирандолой, и у Гермеса Трисмегиста, и у кабалистов, и у христианских отцов (например, у Дионисия Ареопагита, которого Мирандола периодически упоминает) подразумевается свет божественной мудрости, а также божественный свет - источник всей жизни. Вспомнив, что, согласно Гермесу, умом наделены только те люди, которые восприняли свет высшей мудрости (мы уже цитировали соответствующие фрагменты), мы понимаем, что «множественные освещаемые потенциальные интеллекты» - это люди, которые потенциально могут познать истинную мудрость, стать «освященными в уме».
Для дальнейшего необходимо учесть, что «агентами» мыслители Возрождения называли активные, созидающие сущности. Примерами агентов являются, например, серафимы, через которых Бог воздействует на материальный мир (согласно Мирандоле, Рейхлину и, например, Корнелиусу Агриппе), а также - для адептов астрологии - звезды и планеты. Все это - «множественные интеллектуальные агенты, освещающие и освещаемые». И, разумеется, «единственный исключительно освещающий агент» - это сам Бог? НЕТ. Согласно Мирандоле (второй тезис раздела 19) - это Метатрон.
Понять, почему у Мирандолы свет является атрибутом не Бога, а Метатрона, нам поможет опять-таки Герметический свод. «Бог не есть Ум, но причина существования Ума, Он не Дух, но причина существования Духа, Он не Свет, но причина существования Света.» (Трактат II «Вселенская речь», раздел 14). То есть Бог - это первопричина, перводвигатель. А Метатрон, как указывает Рейхлин в De arte Cabalistica, есть «интеллектуальный агент перводвигателя», то есть, по существу - Демиург, творец материального мира, обладатель всех воспринимаемых атрибутов Бога, в том числе Божественного Света.
И если учесть, что позиция Метатрона в небесной иерархии выше, чем у «Души Мессии», то получается, что Иоанн Креститель, телесное воплощение Метатрона, - более значимая фигура, чем Иисус!
Путем подобных рассуждений мы неумолимо скатываемся в мандеизм...
Отметим теперь следующее важное обстоятельство: в эпоху Возрождения существовала традиция отождествления Еноха и Гермеса.
Тритемий, Корнелий Агриппа, Иоанн Пантеус и другие последователи Мирандолы и Рейхлина создавали «ангельские алфавиты» - алфавиты «ангельского» языка, на котором Господь общался с Адамом и другими патриархами и открывал им божественную мудрость. Пантеус назвал изобретенный им алфавит «енохианским», указав тем самым именно на Еноха, как на носителя высшей мудрости, выраженной на сакральном языке и сакральными буквами. Здесь видна прямая ассоциация с Гермесом - ведь именно Гермес считался изобретателем грамматики и букв.
Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет о потомках Сифа, сына Адама, которые «изобрели науку о небесных телах и их устройстве» и «воздвигли два столба, один кирпичный, другой каменный, и записали на них сообщение о своем изобретении». Евсевий Кесарийский в сочинении Praeparatio Evangelica, многократно публиковавшемся, начиная с семидесятых годов XV века, прямо называет Еноха изобретателем астрологии. Соответственно, два столба, на которых записаны сакральные знания, получили название «колонн Еноха». Однако, например, позднеантичный мыслитель Ямвлих, неоднократно издавшийся в 16 веке, описывает колонны Гермеса , на которых была высечена высшая мудрость.
И Гермес, и Енох считались величайшими астрологами. Наряду с уже упоминавшейся «Книгой Гермеса» (Liber Hermetis) был широко распространен астрологический «Трактат Еноха». Вообще, сушествовала распространенная практика приписывания астрологических и алхимических трактатов как Еноху, так и Гермесу. Часто эти трактаты снабжались предисловиями, в которых перечислялись три Гермеса - Енох, Ной, и правивший в Египте после потопа царь, философ и пророк, которого называли Гермесом Тройным (такое перечисление, например, приведено в предисловии Роберта Честерского к алхимическому трактату «Книга Морениуса»).
Гермес считался проводником душ в загробном мире («психопомпом»), такая же функция отводилась и Еноху (в его небесной ипостаси, т.е. Метатрону). И Гермес, и Енох-Метатрон считались писцами при Божественном Престоле.
Мы уже упоминали о том, что Гермес добавил 5 дней к календарному году, продолжительность которого стала, таким образом, равна 365 дням. Ямвлих говорит о 36525 книгах Гермеса - и здесь мы видим обыгрывание продолжительности года в юлианском календаре (длина года, умноженная на сто). Но аналогичный «календарный» символизм мы видим и в библейском рассказе о Енохе - ведь там сказано, что Енох жил 365 лет!
Отождествление Гермеса и Еноха в философско-мистической литературе было настолько общим местом, что один из наиболее авторитетных представителей ученого мира XVII столетия, человек, обладавший обширными знаниями в самых разных областях и знавший более двадцати языков, иезуит Афанасий Кирхер говорит в своих трудах о тождестве Еноха и Гермеса как о чем-то само собой разумеющемся, не требующем особых пояснений.
Таким образом, Енох - это то же самое, что Гермес, и поскольку ранее мы показали, что Енох отождествляется с Иоанном Крестителем, то
Гермес=Енох=Иоанн Креститель
К этому тождеству мы пришли на основе анализа творчества так называемых «христианских кабалистов» (в первую очередь Мирандолы и Рейхлина), при помощи отождествлений, в явном виде озвученных в кабалистической традиции и в Евангелиях.
При этом, исключительно в качестве иллюстрации, мы рассказали о доктрине мандеев, в которой тождество Еноха и Иоанна, полученное нами как прямое следствие важнейших постулатов Кабалы и хриcтианских кабалистов, заявлено открыто. Доктрина мандеев интересна, как мы указали, еще и тем, что она по своей космологии чрезвычайно близка Герметическому своду. Стоит в этой связи упомянуть, что одна из священных книг мандеев надывается «Харран Гавайта», то есть скрытый (или истинный) Харран, а Харран, как известно, был крупнейшим центром культа Гермеса.
Кроме того, мы указали на прямые ассоциации между Гермесом и Иоанном Крестителем, которые возникают при сравнении Евангелий с отдельными текстами Герметического Свода. При таком сравнении возникают, как мы отметили, неожиданные, но, на наш взгляд, логичные интерпретации ряда ключевых моментов из жизни Иисуса (преображение Иисуса на горе возле Кесарии Филипповой, изгнание торговцев из Храма); кроме того, становятся очевидными причины неявной, но отчетливой враждебности католической доктрины в отношении Иоанна Крестителя, а также нарочитого принижения Иоанна в канонических текстах Нового Завета.
Упомянем еще одну весьма почитаемую отцами христианства (Оригеном, Тертуллианом и др.) книгу - «Пастырь Гермаса». При том, что этот труд называется точно так же, как и первый труд из Герметического Свода («Поймандр» означает «Пастырь»), работа считается христианской, несмотря на то, что ни Иисус Христос, ни кто-либо другой из Священного Писания в ней не упоминается. При этом само содержание работы оказывается вполне в русле как христианской морали, так и морали, проповедуемой в Герметическом своде - в ней звучит призыв к покаянию, аскетизму, отказу от земных благ во имя служения Богу. В «Пастыре Гермаса» этот призыв вложен в уста Ангела Покаяния, который призывает также совершить крещение в знак покаяния. Однако, из Нового Завета мы знаем, что к крещению покаяния призывал Иоанн Креститель. Таким образом, «Пастырь Гермаса» не только является «пересечением» христианства и герметизма, но создает - еще одну - ассоциацию между Гермесом и Иоанном.
Окончание