Экономика земной колонии на отдаленной планете

Mar 18, 2017 16:19

Однажды, лежа на диване, я задумался над вынесенной в заголовок темой. Ввиду удаленности планеты, размышлял я, такая экономика должна быть а) автономной, б) по возможности саморегулирующейся (для оптимизации затрат на управление). Поняв, что не знаю, где об этом можно было бы почитать, да так, чтоб без лишних словоблудий, я решил попытаться изобрести велосипед самостоятельно.

Ну… поехали.

1. НАЧАЛО

В дальнем космосе была обнаружена планета с пригодными для жизни условиями. Группа землян решила туда переселиться. Рассчитали и создали необходимую инфраструктуру, производящую достаточные для жизни людей товары и услуги, а также все необходимые компоненты для собственного воспроизводства. Выразили взаимную относительную стоимость товаров и услуг в условном эквиваленте, рассчитали затраты на поддержание комфортной жизни населения («жизненный стандарт»), на воспроизводство инфраструктуры, на управление - контроль порядка - образование - медицину - работу аналитических центров («расходы власти») и т.д. и т.п. Выпустили соответствующую сумму денег. Разработали схему налогообложения для обеспечения расходов власти. Раздали экономические объекты в собственность колонистам (провели приватизацию). Разработали рекомендации по ценообразованию и оплате труда. Запустили экономику.

Все. Колония инсталлирована. Жизнь началась.

2. ПЕРВЫЕ ШАГИ

Люди разные. В частности, они в разной степени хороши в управлении магазином, бюро ремонта, фабрикой, салоном красоты. Одни умеют беречь вещи, и у них расходы меньше. Другие обаятельнее, общительнее, лучше чувствуют психологию клиентов, и у них в магазине выручка больше. Третьи - технологи от бога, и их завод выпускает товар лучшего качества. В итоге, у одних прибыль больше, они богатеют, а другие, соответственно, беднеют. Со временем у беднеющих начинает не хватать денег на поддержание изначально рассчитанного уровня комфорта (жизненного стандарта), у богатых, наоборот, образуются запасы средств, превышающие стоимость типового комфортного набора. То есть, эти избыточные деньги богатые уже не будут использовать для приобретения стандартных товаров и услуг. А это означает, что общая сумма денег, которые колония в целом тратит на поддержание жизненного стандарта поселенцев, будет уменьшаться (на количество денег, оседающих в виде избытка у богатых).

Итак, изначально был рассчитан общий объем товаров и услуг, которые надо производить для поддержания стандарта жизни населения. Под этот объем была выпущена соответствующая сумма денег. Но, как мы показали, из общего количества денег часть будет регулярно изыматься «успешными и богатыми». Эта часть, вероятно, будет тратиться на приобретение товаров и услуг, не входящих в стандартную потребительскую корзину, и возникнет соответствующая «экономика роскоши».

Таким образом, денежная масса, обращающаяся в секторе «экономики жизненного стандарта», сокращается. Соответственно, должны уменьшаться цены на товары и услуги этого сектора. При этом, поскольку продажа новых товаров отстает по времени от затрат на их производство (и вообще текущих затрат на жизнь), прибыль уменьшается. Кроме того, понижение цен по понятным психологическим причинам отстает от скорости сокращения денежной массы. Значит, товары и услуги будут раскупаться не полностью, и их производство тоже будет сокращаться.

То есть, при постоянной денежной массе неизбежна дефляционная спираль и падение производства.

3. ВЛИЯНИЕ «ЭКОНОМИКИ РОСКОШИ»

Люди, занятые в производстве товаров и услуг сектора роскоши, будут тратить заработок на поддержание своего жизненного стандарта. Однако, во-первых, богатые не будут тратить на роскошь весь накопленный избыток денег, во-вторых, экономика роскоши в значительной степени просто перераспределяет деньги между богатыми и не отменяет перетекание денег от бедных к богатым.

Поэтому экономика роскоши смягчает дефляцию и падение производства в секторе жизненного стандарта, но не устраняет их.

4. ВЛИЯНИЕ НЕРАВНОМЕРНОГО РАПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ НА СБОР НАЛОГОВ

Стандартная шкала налогов - прогрессивная (чем богаче налогоплательщик, тем больший процент денег он отдает в налоги). Поэтому когда деньги уходят от беднеющих к богатеющим, они перемещаются из нижней части налоговой шкалы (где процент налогов меньше) в верхнюю часть (где процент налогов больше). Таким образом, все большая часть денег облагается налогом по высокой ставке, и общая сумма налоговых поступлений возрастает.

Управляющая структура («власть») имеет возможность часть денег, полученных от возросших налоговых сборов, возвращать в экономику жизненного стандарта. Понятно, что таким образом невозможно компенсировать ВСЕ деньги, перетекшие из экономики жизненного стандарта к богатым: для полной компенсации ушедших денег пришлось бы изымать у богатых 100% денег свыше определенного уровня доходов. Но при такой политике население теряет интерес к экономической деятельности, и, стало быть, власти придется брать управление экономикой под полный контроль. В экономике исчезают механизмы саморегуляции, а такой вариант, как мы указали в самом начале статьи, нас не устраивает.

5. ПЕРВЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ

При постоянной денежной массе неизбежно будут развиваться дефляция и сокращение производства в секторе экономики жизненного стандарта. Развитие экономики роскоши может частично смягчить эти негативные тенденции. Власть сможет направлять часть возросших налоговых поступлений на пособия беднейшим колонистам. Тем не менее, уменьшение размера прибыли вследствие дефляции приведет к банкротству неэффективных экономических субъектов. Рынок должен будет перераспределиться в пользу эффективных игроков, то есть богатые станут еще богаче. Соответственно, экономика роскоши будет развиваться, сектор экономики жизненного стандарта - сжиматься.

Отсюда следует, что для компенсации оттока денег из экономики жизненного стандарта власть должна все время наращивать денежную массу.

6. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Деньги в колонии существуют только в электронном виде, и любая оплата означает перевод денег с одного счета на другой в соответствующих электронных банковских системах. Наряду с электронными системами, установленными в банках, существует Центральный реестр денежных средств, контролируемый властью. В этом реестре содержится полная информация о наличии денежных средств как физических, так и юридических лиц, а также информация обо всех денежных проводках, обновляемая в режиме реального времени.

Также существуют центральные реестры населения (физических лиц), недвижимости, других видов собственности (средств передвижения, например), ценных бумаг, собственности юридических лиц и т.п.

Кроме того, существует «Реестр стандартного потребления», то есть база данных, в которой собирается информация обо всех продажах товаров и услуг, входящих в стандартную потребительскую корзину (иными словами, данные о продажах в «экономике жизненного стандарта).

7. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ В «ЭКОНОМИКЕ ЖИЗНЕННОГО СТАНДАРТА»

Стоимость индивидуальной потребительской корзины известна, численность населения известна. Значит, можно рассчитать денежный оборот в «экономике жизненного стандарта». Если отчеты из Центрального реестра денежных средств показывают уменьшение фактического оборота по сравнению с расчетным (часть денег перетекла в экономику роскоши и в накопления), значит, необходимо добавить денег во избежание дефляции и сворачивания производства. Свежевыпущенные деньги должны использоваться для поддержания уровня жизни колонистов с наихудшими показателями потребления (борьба с падением спроса в экономике жизненного стандарта) и для субсидирования производства и продаж стандартных товаров и услуг (борьба с падением производства).

8. ВЛИЯНИЕ НАРАЩИВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ В ЭКОНОМИКЕ РОСКОШИ НА ЭКОНОМИКУ ЖИЗНЕННОГО СТАНДАРТА

Итак, власть постоянно добавляет денег на стандартное потребление, при этом деньги постоянно перетекают в экономику роскоши, и общая масса денег в этом секторе непрерывно растет. Это означает рост спроса и, соответственно, рост цен в секторе роскоши. Это также означает, что производство товаров и услуг экономики роскоши приносит бОльшую прибыль по сравнению с экономикой жизненного стандарта. Соответственно, производители товаров и услуг будут стремиться переводить свой бизнес из сектора жизненного стандарта в сектор роскоши.

Это может привести к дефициту стандартных товаров и услуг. Для противодействия такому развитию ситуации можно, во-первых, затруднить условия бизнеса в секторе роскоши, уменьшив его привлекательность при помощи, например, более высокого налога с оборота товаров и услуг («НДС»). Кроме того, власть должна субсидировать производство и продажу товаров и услуг «жизненного стандарта». На случай, если программы субсидирования окажутся недостаточно эффективными, необходимо иметь возможность прямых закупок у производителей товаров и услуг, с последующей их реализацией населению в точках продаж, контролируемых властью («госсектор»). Также целесообразно, чтобы госсектор включал в себя и определенную долю производства (а не только распределения).

9. КОНТРОЛЬ ЦЕН В ЭКОНОМИКЕ ЖИЗНЕННОГО СТАНДАРТА

Постоянный рост денежной массы делает актуальной проблему контроля цен, как минимум, в экономике жизненного стандарта. Цены могут расти в следующих случаях: 1) дефицит товаров и услуг - ситуации, когда спрос превышает предложение и продавцы ориентируются на покупателей, готовых платить больше; 2) монопольный контроль над сегментом рынка, позволяющий диктовать цены, как вариант - картельный сговор; 3) повышение цены на какой-либо из базовых ресурсов (например, энергоносители), что вызывает повышение цен в экономике в целом.

Способы борьбы с возникновением дефицита мы рассмотрели в предыдущем пункте.

Противодействовать потенциальным монополиям и картельным сговорам можно с помощью антимонопольных законов (любая сделка, которая может вести к монополизации сегмента рынка, должна быть одобрена властью и т. п.; участники картельных сговоров подвергаются суровым штрафам и прочим мерам, вплоть до введения внешнего управления, и т.д.). Кроме того, госсектор должен быть достаточно мощным, чтобы иметь возможность глобально влиять на цены (то есть, в случае необходимости, госсектор должен иметь возможность покрывать значительную часть потребности в стандартных товарах и услугах). Вдобавок, власть должна иметь возможность в экстренных ситуациях вводить внешнее управление в частных компаниях, критически важных для экономики жизненного стандарта.

Наконец, власть должна контролировать производство и продажу базовых ресурсов. То есть либо земля, недра, сети передачи энергии и т.п. находятся под полным контролем и управлением власти, либо свобода действий частных компаний, владеющих частью этих ресурсов, должна серьезно ограничиваться законом.

10. ПРОБЛЕМА ИЗБЫТОЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ

Контроль над ростом цен в экономике жизненного стандарта означает, среди прочего, ограничение денежного оборота в этом секторе экономике. При таком положении вещей, на фоне роста общей денежной массы, на этот сектор будет приходиться все меньший и меньший процент денег. А это значит, что со временем доходы людей, занятых в экономике жизненного стандарта, станут существенно меньше доходов в экономике роскоши, что приведет к общей деградации экономики жизненного стандарта.

То есть, денежный оборот в экономике жизненного стандарта должен быть не ниже определенной доли в общем денежном обороте. Следовательно, объем денег в секторе жизненного стандарта надо как-то повышать, а общую денежную массу как-то ограничивать.

На всякий случай отметим вслух, что в ходе обычной экономической деятельности деньги не уничтожаются: операции купли-продажи, разорение и банкротство, грабеж - это всего лишь разные варианты перехода денег из одних рук в другие, общая денежная масса при этом не уменьшается. Конечно, некоторое количество денег могло бы быть изъято и уничтожено властью. Если изымать деньги только у богатых, то это приведет к стагнации экономики (пропадает интерес к экономической деятельности). Если изымать и уничтожать небольшую долю денег при каждой транзакции, то это может привести к общему уменьшению объема транзакций, что опять-таки негативно повлияет на экономическую активность, зато стимулирует оседание денег в виде неиспользуемых накоплений. К тому же, эта мера не может отменить общую тенденцию оттока денег из экономики жизненного стандарта.

Остается ровно один процесс, сжимающий денежную массу - инфляция.

Высокая инфляция убивает главный экономический стимул - прибыль, поэтому инфляцию надо контролировать. Делать это можно путем контроля над ценами, о чем мы писали выше.

С другой стороны, инфляция в разумных пределах дает целый набор способов управления общей денежной массой.

Во-первых, инфляция приводит к росту денежного оборота в экономике жизненного стандарта.

Во-вторых, инфляция стимулирует население вкладывать деньги в банки: процент по вкладам может (отчасти) компенсировать удешевление денег. Банковские вклады населения - это, в подавляющем большинстве случаев, деньги, изъятые из оборота экономики роскоши. Кроме того, средства, собранные в «системных банках» (то есть в банках, включенных властью в структуру управления экономикой в целом) могут использоваться для финансирования разнообразных проектов - вместо вновь выпущенных денег.

К тому же, власть может выпускать и продавать облигации - и это тоже будет изъятие из оборота экономики роскоши. Понятно, что погашение облигаций предыдущих выпусков в значительной степени будет происходить за счет выпуска новых облигаций, и общий долг власти будет постоянно расти. Но поскольку основными покупателями облигаций, опять-таки, будут выступать системные банки, то этот постоянно растущий долг опасности ни для власти, ни для экономики в целом не представляет.

Еще один способ управления денежным оборотом - кредиты населению. Инфляционное удешевление денег делает откладывание накоплений невыгодным, зато облегчает возврат кредитов. Манипулируя кредитным процентом при помощи ключевой ставки, власть может влиять на покупательную способность населения. Понятно, что снижение покупательной способности в первую очередь уменьшает оборот экономики роскоши.

Для того, чтобы побудить людей брать кредиты, власть может стимулировать рост цен на отдельные активы и услуги, необходимые большинству населения. Например, на жилье. Повышение стоимости аренды земли, усложнение требований к строительству и т. п., способствует взвинчиванию цен на жилье. В результате для большинства населения покупка жилья без ипотечного кредита становится невозможной. В то же время, высокие цены дают возможность давать ипотеку под пониженный процент (если дом стоит 100000, то кредит под 10% дает выплату процентов в размере 10000 в год; если дом стоит 500000, то кредит под 2% дает ежегодную выплату процентов в размере тех же 10000). В итоге, практически все население сидит на ипотеке и власть, влияя на кредитный процент, может смещать потребление в глобальном масштабе в сторону экономики жизненного стандарта.

Наконец, для уменьшения денежного оборота в реальной экономике можно развивать экономику виртуальную (то есть сектор экономики, не производящий материальных ценностей). Классический рецепт привлечения денег в виртуальную экономику - это использование чувства азарта. Принимая во внимание, что виртуальная экономика должна быть ориентирована в первую очередь на экономически активных людей (то есть людей с достаточно высоким интеллектом, способных распоряжаться значительными средствами), в качестве примеров виртуальной деятельности укажем торговлю производными финансовыми инструментами и, шире, мульти-плеерные компьютерные игры со сложной игровой вселенной.

11. КАК ВСЕ ЭТО ДОЛЖНО РАБОТАТЬ

В ситуации, когда общество имеет технологические возможности для производства товаров и услуг в количествах, достаточных для обеспечения комфортной жизни населения, экономическая деятельность приводит к тому, что сектор экономики роскоши постоянно растет, а экономика жизненного стандарта имеет тенденцию к сокращению. Для преодоления этой тенденции власть должна постоянно наращивать денежную массу и использовать ее для выплат населению и для субсидирования экономики жизненного стандарта. Для более эффективного управления экономикой необходимо наличие «госсектора» и контроль власти над базовыми ресурсами (земля, недра, энергоносители, сети передачи энергии, транспортные сети и т. п.). Необходимая для нормальной работы экономики пропорция между сектором жизненного стандарта и сектором роскоши поддерживается при помощи 1) банковской системы, ориентированной на ограничение роста денежной массы за счет многократного использования существующих денег, 2) инфляции, управляемой при помощи контроля за ценами, изменения процентной ставки кредита и изменения цен на базовые ресурсы, 3) стимулирования виртуальной экономики.

12. ПАРА КОММЕНТАРИЕВ ПО ЧАСТНЫМ ВОПРОСАМ

А. КОРРУПЦИЯ

Описанная модель предполагает, что действия власти во многих ситуациях могут противоречить интересам частных компаний. Поэтому власть должна держать коррупцию в разумных пределах, чтобы избегать нарушения баланса интересов. Использование исключительно электронных денег затрудняет коррупцию, но не отменяет ее. Значит, люди, идущие во власть, должны в перспективе получать преференции, сравнимые с возможными выгодами от обладания крупными суммами денег. В общем, тут трудно сказать что-либо новое. Идти во власть должно быть выгодно плюс анти-коррупционные законы плюс общественная мораль. Ну, и плюс закрытые клубы, где конфликты интересов можно разрешать на неформальном уровне.

Б. КРИПТО-ВАЛЮТЫ

Вообще говоря, власть не заинтересована в анонимности сделок, поэтому есть соблазн запретить создание и использование крипто-валют в экономике. Либо же, можно рассматривать крипто-валюту как один из финансовых инструментов, что, в частности, означает регистрацию владельцев крипто-валютных активов в центральном реестре (наравне с владельцами любых других ценных бумаг) - а это в значительной степени лишает крипто-валюту привлекательности.

С другой стороны, в каких-то специальных случаях власть может быть заинтересована в возможности анонимных транзакций (и даже в существовании теневой экономики). Тогда крипто-валюты можно разрешить. При этом, разумеется, «анонимность» транзакций не будет анонимностью для власти, спецслужбы будут иметь возможность доступа к информации о транзакциях и владельцах крипто-валюты (ряд узлов в крипто-валютной сети будут контролироваться властью и используемая криптография будет иметь возможность дешифровки).

13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну вот как-то вот так.

Подумалось, Кроме шуток

Previous post Next post
Up