В
предыдущем посте я упомянул, что у португальцев на Ближнем Востоке были союзники. Я имел ввиду очень необычный народ, известный по названием мандеи.
1. Мандеи
Мандеи традиционно проживали на юге Ирака, в районе Басры, и в соседних районах юго-западного Ирана, до тех пор, пока Ирано-Иракская война (1980-1988) и Иракская война 2003 года не вынудили бОльшую их часть стать беженцами и эмигрировать в Швецию, Австралию, США, Великобританию, Канаду, Германию, Сирию и другие страны. Всего в мире насчитывается около 60 - 70 тысяч представителей этого народа.
Мандеи, прожившие столетия в мусульманском окружении, мусульманами не являются. Они - гностики. Космогония, изложенная в их священных книгах, типична для гностических учений: бог («Первожизнь», «Король Света») породил несколько светлых эманаций, и сын одной из них, Птахил, вступил в связь с темным демоном обольщения - Рухой; от этого соития зародился материальный мир. Дуализм света и тьмы пронизывает все учение мандеев (верхний мир - это мир света, материальный, нижний мир - это тьма; материальное тело человека - порождение мира тьмы, его душа принадлежит миру света и т.п.), и это опять-таки типично для гностических доктрин. Существуют многочисленные параллели между учением мандеев и учением Гермеса Трисмегиста (как оно изложено в книгах Герметического Свода). Я писал об этом в статье
«Иоанн Креститель Трижды Величайший» (см.
раздел 5). Астрология играет в жизни мандеев чрезвычайно важную роль, их священнослужители являются астрологами и составляют гороскопы на все случаи жизни в соответствии со священной «Книгой Зодиака». Это также роднит мандеизм с герметизмом (Гермес считался первым астрономом и создателем астрологии).
Кроме того, доктрина мандеев содержит отсылки к Ветхому и Новому завету, при этом она является анти-иудейским и анти-христианским учением. Мандеи считают, что они унаследовали истинное знание у своих предков - египтян (напомним, что Герметический Свод считался средоточием древней египетской мудрости); соответственно, Моисей, утопивший фараона с его войском в Красном море, - это олицетворение зла и предательства для мандеев. Ветхозаветные Авель, Сиф и Енох у мандеев - светлые сущности из верхнего мира, также как и новозаветный Иоанн Креститель, а вот Иисус - лже-мессия, предавший истинную веру. Иоанн Креститель, по приказу свыше, совершил обряд крещения (священного омовения) Иисуса, хотя и изобличил его предательство и отступничество.
Вопрос о том, каким же образом возникла эта дивная доктрина, остается открытым. Современные исследователи допускают, что группа сторонников Иоанна Крестителя возникла в новозаветные времена в Иудее, затем она переселилась в верховья Евфрата и существовала продолжительное время в районе древнего города Харран, а в XII -XIII веках переместилась в низовья Евфрата, в окрестности Басры. Харран же вплоть до XIII века был центром культа Гермеса Трисмегиста, и именно там учение мандеев обрело свой гностический вид.
Есть, однако, нюансы. Во-первых, отсутствуют сведения о существовании в Иудее групп последователей Иоанна Крестителя (имеются некоторые смутные намеки в «Деяниях апостолов», которые допускают подобную интерпретацию, но считать их достаточным свидетельством невозможно). И тем более отсутствуют сведения о преследовании таких групп иудеями. Что же тогда вынудило сторонников Иоанна Крестителя к переселению в Харран? Во-вторых, сведения о том, что в Харране существовал мощный культ Гермеса Трисмегиста, стали известны из арабских текстов, переведенных и проанализированных в середине 19 века Д.А.Хвольсоном, профессором Санкт-Петербургской духовной академии. Отметим, что именно в то время случился всплеск интереса к оккультизму, каббале, герметизму и прочей эзотерике. Недаром Хвольсона с удовольствием цитировала Блаватская в своих книгах. В-третьих, указание на Харран, как город, где ранее находились мандеи, присутствует только в их священной книге «Харран Гавайта». Этот манускрипт был найден исследовательницей мандеев Этель Дроуэр в двадцатых годах ХХ века. Наконец, анализ священных текстов мандеев не дает никаких признаков того, что их учение эволюционировало от взглядов Иоанна Крестителя (который, вообще-то, проповедовал вполне в рамках иудейской веры) к нынешней гностической концепции.
Отметим также замкнутый характер мандейской веры: мандеем невозможно стать - такой процедуры не существует, им можно только родиться (в семье мандеев). Такое впечатление, что когда-то некие проповедники обратили группу людей в мандеизм, и далее эта община несла свое «истинное знание» из поколения в поколение («манда» означает «знание» по-арамейски, священные тексты мандеев написаны на диалекте арамейского языка). Какие-либо сведения о том, кто именно был таким проповедником или проповедниками, у мандеев отсутствуют.
Европа узнала о существовании мандеев в 16 веке благодаря португальцам.
2. Мандеи и португальцы
Официальная история сообщает нам, что в 1555 году находящийся в португальском Гоа иезуит Antonio de Quadros встретился с двумя мандеями и упомянул об этом в письме своему португальскому начальству. Тот факт, что указанные мандеи добрались в португальское Гоа из Ормуза, тоже контролируемого португальцами, говорит об уже существовавшем некоторое время взаимодействии между португальцами и мандеями.
Что же это было за взаимодействие? Об этом прочитать можно разное. Например, упомянутая Этель Дроуэр писала, что когда португальские торговцы, находившиеся в Басре, вступили в контакт с мандеями и убедились, что это ужасные еретики, они обратились к султану Басры, чтобы тот заставил мандеев прийти в лоно церкви. Португальцы заставляли мандеев служить в португальской армии, португальцы расселяли мандеев по своим колониям в Персидском заливе и на побережье Индии, рассчитывая, что там их легче будет обратить в истинную христианскую веру. Некоторое количество мандеев стали в XVII веке торговцами у португальцев. Эммм… Вот тут как-то негладко получается… А становиться торговцами мандеев, что, тоже заставляли силой?.. Да и, если подумать, до идеи о расселении мандеев по португальским колониям с целью обращения в христианство могли додуматься пост-фактум только люди, считавшие, что распространение христианской веры по белу свету было для португальцев первоочередной задачей их путешествий.
Наверное, все-таки нет. Наверное, португальцы, прежде всего, хотели поучаствовать в торговле специями и, насколько возможно, взять под контроль азиатско-европейские торговые маршруты. Вопросы религии и ересей, наверное, волновали их в меньшей степени…
Некоторые исследователи (например, Edmondo Lupieri) говорят, что мандеям удалось ввести в заблуждение европейцев, представив себя истинными христианами. Они-де сказали португальцам, что их обратил в христианство Иоанн-евангелист. Прошли десятилетия, прежде чем некий монах-августинец, в ходе своей официальной миссии в Персидский Хузестан в 1609 году, разобрался, что Иоанн («Яхья-Иохана») мандеев - это Иоанн Креститель, а не Иоанн Евангелист. В 1652 году иезуит Игнатиус а Иезу опубликовал книгу о мандеях (192 страницы, между прочим), где утверждал, что мандеи - это христиане-схизматики, «христиане Иоанна Крестителя». Однако, примерно в то же время живший в Риме ученый христианин-маронит Abraham Ecchellensis, поговорив с двумя мандеями об их вере и прочитав их книги, понял, что мандеи вовсе не христиане… Да, а откуда мандеи оказались в Риме? Выясняется, что два мандея приняли в Риме христианство и получили при крещении имена Исидоро Памфили и Джованни Баттиста Орсини (крестными отцами были представители двух знатных итальянских семейств). А несколько ранее, в 1633 году, еще один мандей крестился под именем Luis de Souza, был посвящен в рыцари и вместе с сотнями своих родичей присоединился к португальской армии.
То есть, вроде как, мандеев не силой в португальскую армию загоняли - они сами стали сотрудничать с португальцами. Арабы, турки, персы - все соседи мандеев старались свести их на нет, и поэтому, когда португальцы появились в Персидском заливе, мандеи притворились христианами и стали португальскими союзниками. Хитрые мандеи обманули простодушных португальцев.
Должен признаться, что мое воображение пасует. Я не в силах представить, что мандеи БОЛЕЕ, ЧЕМ СТО ЛЕТ, водили европейцев за нос, изображая из себя христиан. Первый же контакт с мандеями должен был все прояснить и поставить на свои места:
- Кто вы будете, добрые люди?
- Субба (самоназвание мандеев).
- А по каким правилам вы живете?
- Раз в неделю мы совершаем омовения в Иордане.
- В Иордане??? (Дальше выясняется, что Иорданом мандеи называют любую проточную воду.)
- Так учил Яхья-Иохана.
- Кто такой Яхья-Иохана?
- Яхья-Иохана пришел в Иерусалим и учил людей совершать омовения.
- А знаете ли Вы про Иисуса?
- Да, это был такой назурай (назорей). Яхья-Иохана совершил омовение Иисуса. Но Иисус предал его и перешел на сторону зла.
ВСЁ.
Какой Иоанн-евангелист? Ясно же, что мандеи, с их омовениями в иордане, - последователи Иоанна-Крестителя. И при этом АНТИ-христиане. В чем тут можно было разбираться сто с гаком лет?
Вспомним еще, что в Европе того времени противостояние учений Иисуса Христа и Иоанна Крестителя было, похоже, актуальной темой: первый канон, принятый на Седьмой Сессии Тридентского собора в 1547 году гласил: «Тот, кто утверждает, что крещение Иоанна имеет такую же силу, как крещение Христа, да будет предан анафеме.»
Поэтому я выскажу простое предположение, которое мне понятнее вышеизложенных историй о хитромудрых взаимоотношениях европейцев и мандеев: португальцы прекрасно знали, что мандеи - АНТИ-христиане, и это нимало их не смущало. Мандеи стали местными союзниками португальцев, и, в соответствии с политикой укрепления своего влияния в регионе, португальцы расселяли мандеев по своим колониям: Цейлон, Гоа, Маскат, Ормуз.
3. История и география Ормуза
В современном мире про Ормузский пролив знает каждый, кто читает газеты, или Интернет, или смотрит телевизор. Заглянув в энциклопедии, можно узнать, что название пролива происходит от острова Ормуз. Историки сообщают нам, что в X - XVII веках в тех краях существовало королевство, главный город которого - Ормуз - поначалу располагался на континенте и был чрезвычайно богатым торговым портом, поскольку все торговцы, плывшие из Индии в Персидский залив, должны были платить в Ормузе пошлину. В конце 13 века город стали частенько трепать злыя тартары (монголы из Чагатайского улуса), поэтому правитель Ормуза повелел всему населению перебраться на остров, где был основан порт Новый Ормуз, а прежнее поселение стали называть Старым Ормузом. Принято считать, что Старый Ормуз располагался на берегу недалеко от современного города Минаб:
Остров Ормуз («Новый Ормуз») и локализация Старого Ормуза
Есть проблема: не слишком понятно, где именно находился Старый Ормуз. Точнее, некие развалины имеются примерно в 15 километрах от берега, в 10 километрах к юго-востоку от Минаба. Эти развалины находятся близ русла пересохшего ручья, который впадал в реку Минаб. Река эта в сухое время года тоже пересыхает:
Русло реки Минаб в сухое время года
Если считать, что в этом месте некогда стоял город, ставший неслыханно богатым благодаря контролю над морской торговлей, у него где-то должна была быть морская портовая гавань. Некоторые археологи усматривают остатки гавани вот в этом месте:
Возможно, остатки гавани Старого Ормуза (по мнению некоторых археологов)
Меня, должен сказать, эти находки не слишком убеждают - какие-то неидентифицированные развалины непонятно какого времени, «гавань», кхм-кхм... Добавлю еще, что сэр Aurel Stein в 1922-23 годах локализовал Старый Ормуз примерно в 70 километрах от указанных мест, возде города Бендер-Аббас. То ли тут, то ли там, но - город был, говорят нам источники! Был, да… канул в Лету. Совсем.
Новый Ормуз на острове достойно принял эстафету у старого и продолжал собирать пошлины и процветать. В начале XVI века его захватили португальцы, и он процветал, благодаря своему стратегическому положению, уже под их контролем, до тех пор, пока в 1622 году его не завоевали персы при помощи англичан.
Посмотрим еще раз на карту. Лично я, глядя на этот крохотный островок, прижавшийся к северному побережью пролива, испытываю некоторую неловкость: в чем именно его стратегическое положение? Он не выглядит стратегически расположенным…
Объяснение (единственно возможное, на мой взгляд) состоит в том, что купцы плавали строго вдоль берега, боясь потерять его из виду. Тогда, если двигаться каботажем (то есть вдоль бережка) из Индии, упрешься точнехонько в остров Ормуз. Одноименный пролив, который теперь называют «узким», имеет в самом узком месте ширину 54 километра. Это ОЧЕНЬ много: когда плывешь вдоль персидского побережья, арабский берег увидеть невозможно. Мореплаватели боялись потерять берег из виду и оказаться в открытом океане.
В подтверждение вышесказанного я хочу привести карту, построенную по координатам, взятым из Географии Птолемея. Эта карта была недавно продана на аукционе и является, согласно описанию, изданием 1695 года более ранней карты, выпущенной в 1578 году:
Фрагмент карты, построенной по координатам, взятым из Географии Птолемея
К востоку от входа в пролив мы видим обширный залив Индийского океана (Paragon Sinus), которого на самом деле не существует. Аккуратные реконструкции (т.е. соотнесение географических данных Птолемея с реальностью), проведенные в XIX веке, а также в последние годы с помощью компьютерных GIS-программ (А.Гусев и С.Стафеев), показывают, что «залив Парагон» на самом деле является частью изгиба персидского берега Ормузского пролива (см. современную карту выше). То есть, похоже, что, ведя суда вдоль берега «залива Парагона», мореплаватели считали, что еще находятся в Индийском океане! Поэтому удаляться от берега было страшно, и проверенный путь был один - аккуратненько вдоль побережья прямиком в объятия Ормузской таможни.
Итак, город на острове процветал, говорят нам историки… Мне, однако, вот что непонятно: источников воды на острове нет, естественной растительности нет. Возможно ли в таких условиях процветать? Я попытался вспомнить хотя б один пример относительно крупного поселения без источников воды. (Лас-Вегас и Дубаи не предлагать - там изначально были кое-какие источники, да и из скважин воду можно было добывать. А на острове Ормуз даже скважины бурить бесполезно - воду по сей день доставляют с континента.) И вот что я в итоге вспомнил: много лет назад я видел на Кипре английскую военную базу - на мысу неподалеку от Айя-Напы. Это было абсолютно безжизненное место, но - несомненно, стратегическое.
Короче говоря, я могу себе представить, что на острове Ормуз была военная база - то есть не процветающий город, а узкоспециализированное поселение, крепость, поставленная с целью контроля за морским путем из Индии в Персидский залив.
Поэтому намного более убедительным, чем Ормузские сказки Марко Поло, Ибн Баттуты и Афанасия Никитина, мне представляется следующее описание: «город Ормуз очень маленький, насчитывает не более 2000 очагов, и форт тоже очень маленький. … Он имеет хорошую артиллерию. … Внутри находится большая цистерна для воды.» Автор этого описания, датируемого 1540 годом - некий Michele Membré. Я не знаю времени и обстоятельств ввода этого источника в оборот, но само описание выглядит очень здравым (может, количество очагов преувеличено, но вольность обращения с числами в былые времена - феномен хорошо известный). На безжизненном, но стратегически важном острове можно построить форт, поселить там минимум людей, необходимый для обслуживания гарнизона форта, и обеспечить форт пушками - по полной программе, чтобы у проходящих судов не возникло бы и мысли о возможном уклонении от уплаты пошлины.
Форт на острове построили португальцы. Они же захватили участки суши на континенте - прямо напротив острова, в районе нынешнего Бендер-Аббаса, - и тоже построили там форт. А как же иначе - питьевой водой остров снабжать надо? Они же захватили близлежащий, более крупный остров Кешм - и тоже поставили там форт.
То есть португальцы создали инфраструктуру для поддержки существования стратегически наиболее важной крепости на острове Ормуз. В случае захвата врагом континентальных поселений Ормузский форт должен был выдержать осаду в течение времени, достаточного, чтобы подоспела подмога из Маската, который тоже принадлежал португальцам. Ведь они-то плавать вне видимости берега не боялись!
Что касается описаний и упоминаний богатств и роскоши Старого или Нового Ормузов, которые можно найти у Марко Поло, Ибн Баттуты, Идриси, Афанасия Никитина, некоторых персидских авторов - следует учитывать, что все эти источники были счастливо обретены в 19 веке. Про Марко Поло, видимо, стоит немного пояснить. В Британской Библиотеке хранится несколько изданий первой половины 16 века, представляющих из себя компиляции, содержащие некоторые фрагменты из Марко Поло или их пересказ. Кроме того, есть издание Марко Поло 1534 года (не знаю, насколько полное), затем издание 1584 года, Амстердамское издание 1664 года, и затем - издания 1818, 1821, 1824, 1827 годов и т.д. Наверняка, библиотека имеет не все старые издания, но общая картина ясна: Марко Поло - герой 19 века, а про старые издания надо смотреть, когда, кем и каким образом они были введены в оборот (скорее всего, обнаружились в 19 веке, в рамках тренда, так сказать).
К тому же отмечу, что все эти источники наполнены совершенно невероятными небылицами и изучаются примерно так: ну вот этот фрагмент никак нельзя принимать в качестве источника исторической информации, а вот этот ну… ммм… почему бы и нет? Неважно, что описывается процветающий город-государство в месте, где его существование физически невозможно, неважно, что Ибн Баттута говорит об источниках воды на острове, тогда как их там нет и не было никогда…
Поэтому наиболее правдоподобным мне представляется предположение, что город Ормуз на острове основали португальцы, а раньше он был необитаемым.
Окончание следует