Теодицея

Nov 06, 2019 14:34

Вот к этому (даю вторичную ссылку, первичные тексты найти в том же блоге несложно).

На самом деле всё, как мне представляется, ещё проще. Как совместить свободу воли человека с абсолютной благостью Рая? В Раю, в идеально благом высшем мире нет места злу, нет места ничьим страданиям. Как же там могут обитать люди, способные (своей свободой воли) ( Read more... )

Рай, Всевышний, страдания, переход, Теодицея, Карма, Бог, смерть, жизнь

Leave a comment

Comments 88

dragon_ru November 6 2019, 04:47:22 UTC
Бетеризация - это плохое решение. Тем более, что эта задача имеет куда более привлекательное и легче осуществимое решение. Страдание - это эволюционно сформировавшаяся эвристика для избегания вреда. Так что если вред будет причинить невозможно - и страдание будет совершенно не нужно. К примеру, доставляет ли вам физическое страдание снежинка, упавшая тебе на ладонь? Разумеется - нет, поскольку вреда такое воздействие не несет, и связывать его со страданием в процессе эволюции не требовалось. А что вы скажете про ситуацию, когда любое воздействие принесет вреда не больше, чем эта самая снежинка?

Reply

nezrim November 6 2019, 05:50:49 UTC
Кроме воздействия среды есть ещё и воздействие людей друг на друга.

Даже в самой идеальной среде самые неуязвимые существа, которые общаются друг с другом, способны причинять друг другу страдания. Особенно если обладают свободой воли и умом, интеллектом. Причинять страдания хотя бы в форме душевной боли.

Собственно, запись об этом. О том, как это может быть исключено.

Reply

dragon_ru November 6 2019, 07:39:06 UTC
Так и с душевной болью та же самая картина, просто это не столь очевидно. Какой сценарий не возьми - все равно он будет сводиться или к тому, что ситуация изменяется к худшему, или к тому, что упущена возможность изменить ситуацию к лучшему.

А если нет ни того, ни другого - то и причинить душевную боль будет очень сложно. К примеру, представь, что какой-нибудь аноним в интернете захотел причинить вам душевную боль комментарием к этой записи. При том, что у него нет возможности причинить вам обьективный вред. Думаете, у него получится? Или вашей реакцией будет - пожать плечами и подумать: "бывают же на свете дураки"?

Reply

nezrim November 6 2019, 07:57:00 UTC
Близкий человек всегда способен причинить душевную боль, это не аноним в Интернете. А Рай без таковой близости, без любимых и родных душ невозможен.

Reply


Теодицея sergecpp November 6 2019, 07:36:10 UTC
Вот здесь я упорядочил публикации по "теодицее от boldogg ( ... )

Reply

RE: Теодицея dragon_ru November 6 2019, 07:44:54 UTC
"Теодицея это не для человека проблема, чтобы решать её."

Мда... По мне, так это выглядит как откровенное признание, что система аксиом христианства взаимно противоречива, и устранить это противоречие невозможно.

А если у вас и в самом деле есть работоспособный вариант теодицеи, для начала испытайте его на простом частном случае - синтеза витамина С в организме человека. Известно, из-за дефекта в каком гене он не работает. Известно, что из-за него сотни тысяч человек умерли мучительной смертью. Причем ни малейшей возможности повлиять на ситуацию у них не было - так что дежурные отмазки про свободную волю точно не работают. Так что мне очень хочется посмотреть, как вы будете обосновывать, что именно в этом и проявилась всеблагость бога.

Reply

RE: Теодицея nezrim November 6 2019, 07:54:16 UTC
Тут надо или принимать «как есть» («верую, ибо абсурд») - исходя из того, что многое нам не понятно и, возможно, никогда понятно и не будет - просто превосходит возможности нашего сознания к пониманию.

Или же соглашаться с тем, что Христианство, при всей его несомненной привлекательности с первого взгляда, всё же содержит не всю Истину, и/или же искажённую.

Или же и то, и другое. К чему и склоняюсь лично я. Например, Христианство не признаёт реинкарнации и наличия бессмертной души у животных, даже у высших (кошки, обезьяны, собаки, вороны...). Согласиться с этим я не могу.

Reply

RE: Теодицея dragon_ru November 6 2019, 08:21:10 UTC
Ну, или просто перечитать Библию - и увидеть, что даже по нынешней несовершенной этике описанные там действия бога ниже плинтуса. Как, впрочем, и в других монотеистических религиях.

А насчет реинкарнации тоже есть очень непростой вопрос - если даже некоторые (но далеко не все) элементы личности переходят в новую жизнь, откуда следует, что это - та же личность? Некоторые из атомов, бывших в теле Юлия Цезаря, сейчас находятся в моем теле - но это не делает меня Юлием Цезарем.

Reply


ext_4700150 November 6 2019, 16:30:59 UTC
Включая в свои рассуждения понятия рая Вы сразу уходите в заблуждение. Отсюда все выводы неверны. Вы не можете дать точного определения понятию рая или ада ... и вообще, что такое темные (как говорят) и светлые, типа, силы. Что такое Добро в свете не местечковых понятий живущих на этой планетке, а (если Вы затрагиваете понятия рая и ада) в свете более масштабном? Галактики? Вселенной? С чего Вы взяли, что эти понятия имеют хождения в тех, иных сферах? Только лишь из-за того, что они Вам нравятся? Вы заблуждаетесь ..... обратите внимание - везде стоит одно - рационализм. Если клетке какое-либо действие рационально в свете развития организма, в котором она живет, клетка все сделает для исполнения этого рационального, невзирая на гибель (возможную) рядом расположенных других клеток. Иного нет и не бывает.

Reply


psilogic November 10 2019, 10:18:58 UTC
Чисто логически все это никак совместить нельзя. И концепция тренажёра тоже вступает в противоречия с теми или иными утверждениями.
"Верую ибо абсурдно" - остается только не видеть противоречий, а просто верить.

Reply

nezrim November 10 2019, 15:42:05 UTC
«Концепция тренажёра» - всего лишь модель. Но, как мне представляется, довольно близкая к реальности. Именно тем, что в ней отсутствуют многие противоречия.

Reply

psilogic November 10 2019, 16:50:14 UTC
Одни отсутствуют, другие появляются или заметаются под ковёр, маскируются, но еле-еле.

Например, вводится понятие свободы воли человека как промежуточное звено между Богом и злом, творимым людьми, чтобы "отмазать" Бога. Очень хилая маскировка, шитая белыми нитками, и тут никак не обойтись без веры, только вера достаточно ослепляет, чтобы в двух звеньях зло видеть, а в трех - уже нет.

Reply

nezrim November 10 2019, 17:09:34 UTC
Да нет необходимости «отмазывать».

Теодицеи - это не «оправдания Бога», это «что со всей этой реальностью делать, как, почему и для чего».

Ответ зависит от понимания исходных условий. Только и всего.

Если в исходных условиях подразумевается Благо (как бы ни понимать этот термин) - следует разобраться со ВТОРИЧНОЙ природой зла и страданий: А ЭТО ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ?!.. И как ОТ ЭТОГО МУСОРА ИЗБАВИТЬСЯ?!..

Если зло и страдания подразумеваются «по умолчанию», как нечто естественное и неизбежное - вопрос вообще не стоит (глобально, вообще).

Reply


i_ddragon November 10 2019, 19:59:18 UTC
В общем, надо стать своего рода роботом, который всегда творит только добро.

Но опять же, проблемы теодиции это не разрешает. Почему Бог с самого начала нас не создал такими роботами?

Reply

nezrim November 10 2019, 20:08:38 UTC
Потому что это были бы роботы, а не мы.
Не свободные осознающие себя люди.

Reply

i_ddragon November 10 2019, 20:16:43 UTC
Тогда логичный вывод - свобода воли, допускающая возможность сделать зло, сама является злом.

Более того, раз всеблагий Бог не может делать зла, то отсутствие свободы делать зло злом не является.

Reply

nezrim November 10 2019, 20:35:13 UTC
Тогда логичный вывод - свобода воли, допускающая возможность сделать зло, сама является злом.

Нет. Если Вы можете говорить - например, кого-то обругать - это не значит, что Вы уже кого-то обругали. Знаете анекдот про самогонный аппарат и изнасилование?

Более того, раз всеблагий Бог не может делать зла, то отсутствие свободы делать зло злом не является.

Почему это не может? Может. Просто не делает. В этом и заключается всеблагость.

Reply


Leave a comment

Up