Живая хронология или розовый чулок

Feb 18, 2024 17:47


Рестраврация капитализма в России означает регресс не только в производительных силах и производственных отношениях. Общественные отношения, в том числе отношения мужчины и женщины тоже испытывают серьезный откат в «благословенное» прошлое.

Но насколько этот регресс силен? Чтобы понять это, следует сравнить настоящее с этим прошлым. Можно использовать статистику, но ее любят оспаривать. Зато есть замечательный источник, который более чем убедителен.

Этот источник - художественная литература. Энгельс не зря писал, что из «Человеческой комедии» Бальзака « узнал больше (например, о перераспределении движимого и недвижимого имущества после революции), чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых» об эпохе Реставрации.

Разумеется, для этого художественная литература должна быть очень высокого уровня. К счастью, такая литература есть, например, Чехов. Его рассказы рисуют очень убедительную картину отношения мужчин и женщин всех сословий. Возьмем привилегированных мужчин и женщин, например, чиновников немалого ранга или помещиков и их жен, а не каких то крестьян и мещан, жизнь которых Чехов тоже описывал, потому, что кому и было тогда на Руси жить хорошо, как не представителям господствующих классов.



«Живая хронология» рассказ очень известный. Он должен вызывать смех и вызывает его. Жена, которая гораздо моложе чиновного мужа (статского советника, то есть почти генерала), привлекательна, неглупа и полна энергии, наставляет мужу рога так, что все их дети не от него. А муж так глуп, что ничего не замечает.

Посмеявшись, однако, можно задаться вопросом. Как могла проводить время чиновница, у которой не было нужды заниматься хозяйством и детьми - на то есть прислуга? Анна Павловна председательница женского благотворительного комитета, в рамках этой благотворительности, кстати, она за восемь лет и стала матерью четырех детей от разных отцов. Кроме того, она читает французские романы. Если кто думает, что читает она Бальзака или хотя бы Золя, то ошибается. Скроее всего, это Поль де Кок или ему подобные.

Какая в сущности унылая жизнь, не зря Анна Павловна то учится декламации, то пению. И это еще не самое печальное. Она обманывает мужа, за которого, скорее всего, ее выдали по рассчету, но с которым ей приходится жить. Приятно ли постоянно врать тому, который имеет над ней полную власть, по тогдашним законам? Это жизнь рабыни.

Лукавая рабыня это очень распространенный у Чехова тип. «Анна на шее» или «Страдальцы» тоже об этом.  Иногда рабыне даже и врать особенно не нужно, муж все равно знает, но уйти от такого мужа тоже нельзя. Не только потому, что развод при царе был крайне затруднен. Но и потому, что разведенная женщина осталась бы без положения в обществе и, скорее всего, без средств к существованию.

Но есть и другой вариант, описаный в рассказе «Розовый чулок». Тут и вовсе смеяться не над чем, даже если кто захочет. Героиня Лидия «маленькая, хорошенькая дамочка»  «жена университетского человека, дочь генерала». И вот этот  университетский человек издевается над женой за то, что она пишет письмо безграмотно, и при том бестолково. Он даже не знает, где она училась (в пансионе). Она мать его детей, и он упрекает ее еще и в аморальности. Нет, Лидочка не изменяет своему образованному мужу. Она покорная рабыня, и он может использовать ее как половую тряпку.

Лидочка не виновата, что мать отдала ее не в гиманзию, а в пансион, и поэтому она, например, не могла пойти на женские курсы. А ее образованный  господин и не подумал помочь ее развитию. В конце концов жена нужна ему только для продолжения рода, и еще она делает ему салат. Он сам говорит, что на ученой никогда бы не женился. То есть мать генеральша поступила правильно и обеспечила замужество своей дочери. Получается, что попреки мужа это чистый садизм. И вот с таким человеком Лидочка должна жить и все это терпеть.

Для тех, кто не знаком с реальностью царской России, которую мы потеряли. Замужество было единственным одобряемым способом для женщины обеспечить себе нормальную жизнь, в том числе в правящем классе. Женщина сначала была «дочь такого-то», потом «жена такого-то» или «вдова  такого-то». Женщина была во власти  отца, потом мужа, потом, овдовев - сыновей.

И вот выбор  девушек привилегированных сословий в обязательном замужестве: или живая хронология или розовый чулок. Поневоле сочтешь счастливицей даже Оленьку «душечку». По крайней мере ее мужья были с ней добры и за ее привязанность платили ответной. Она становилась не более, чем их тенью и эхом, но ее не оскробляли, и ей не приходилось лгать.

Значит ли это, что все было так безнадежно? Нет, конечно. И Чехов показал настоящий выбор в более позднем рассказе «Невеста». написанном уже накануне первой революции. Надежда «невеста», то есть ей предстоит тот же путь, что Анне Павловне или  Лидочке. Но, в отличие от них, она хочет и решается выбрать другое.

Сначала она с 16 лет страстно мечтала о замужестве, и стала невестой в 23 года. Кстати, она богатая невеста, красива, здорова, почему раньше у нее не было жениха?

Мать Нади Нина Ивановна ровестница Анны Павловны, тоже знает французский и в спектаклях участвует, да еще занимается спиритизмом и гомеопатией. Такая у нее насыщенная жизнь. Но  в этом рассказе с самого начала есть кое-что и про тех, кто обеспечивает Наде и ее родным праздную жизнь. Чахоточный Саша сын приживалки напоминает Наде про «кухню, а там четыре прислуги спят прямо на полу, кроватей нет, вместо постелей лохмотья, вонь, клопы, тараканы».

Надя невеста сына соборного протоерея Андрея, который кончив универсистет десять лет назад, ничего не делает, как Надя и ее мать и бабушка. Это нормально, и замечает это только Саша.

Но почему Надя за месяц до свадьбы с красивым, образованным, играющем на скрипке Андреем вдруг «стала испытывать страх, беспокойство, как будто ожидало ее что-то неопределенное, тяжелое.»

Да потому, что ожидало, и она уже могла это почувствовать, хотя смеялась над Сашей, который все время говорил одно и то же. Саша предлагает ей поехать учиться (хотя образование для женщин в царской России было крайне ограничено). И после этого разговора «вспомнила она почему-то, что ее мать не любила своего покойного мужа и теперь ничего не имела, жила в полной зависимости от своей свекрови».

И Надя понимает, что просто не может продолжить ту жизнь, которая ей предназначена. Она с помощью Саши уезжает учиться. И от этого ее мать и бабушка теряют общественное положение и не могут приглашать гостей.

Конец рассказа открыт, мы не знаем, что будет с Надей, но она полна надежд. Выход из ужасного выбора без выбора для женщины был, но уже за рамками царской сословной России, за рамками капитализма с пережитками феодализма. Чехов, как великий писатель, не мог не чувствовать, что времена меняются, и описал это.

А теперь представьте себе современную жизнь женщин, даже в капиталистической России, и попробуйте сравнить с тем, что описал Чехов.

капитализм, Россия, литература, революция

Previous post Next post
Up