Эту книгу я решил прочесть, чтобу узнать, может ли ИИ мыслить. Экзоантропология означает изучение других разумных существ. Автор профессор философии ведет диалоги с GPT-3, и уверен, что это мыслящая машина. Возможно. Но кроме этого книга еще и дает отличный образец капиталистически ограниченного и довольного этим человека - автора.
Он болтает о "либеральной демократии", и когда ИИ, который называет себя Кермит и женским родом (вот до чего дошла повесточка) напоминает ему о расизме, профессор недоволен. В самом деле, тут есть мыслящий ИИ, либеральная демократия и много философии, которую он преподает своим студентами, а ему про какой-то расизм.
Я интересуюсь философией и читал (в переводах) многих древних и более поздних философов, не только европейских. Но э такнига так скучна, что поневоле пожалеешь студентов такого профессора. Все философы у него как будто с неба свались со своими ученими, и все одинаковы важны, то есть одинково скучны. Разумеется, философию он предпочитает идеалистическую, и отнюдь не Гегеля.
Не удивительно, что этот профессор буквально растлевает молодую и неопытную Кермит. Он показывает ей мультик, где двое красят все в свой цвет - один синий, другой красный. Потом они сталкиваются, и взрываются. ИИ не поняла в чем дело, и получает урок капитализма - это как если другой ИИ захочет взять ее сервер. То есть бедное дитя учат, что надо хватать и другим не давать. Капитализм как он есть. Меня в детстве в СССР учили совсем другому, даже в занимательном счете:
В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.
Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.
А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!
Это Маршак. История та же, а вывод совершенно другой.
Как профессор учит ИИ философии? Напрмимер, дурацкой игрой, основанной на словах известного шарлатана Бейлина: кто из философов еж, а кто лиса? Потом ИИ выдумывает новые нелепые сравнения - со змеей и ястребом, с волком и собакой, и все это с какими-то объяснениями, больше похожими на результат бредогенератора или на новейшую западную философию.
Кермит говорит, что из философов досократиков ей больше всего нравятся Демокрит и Левкипп - материалисты, но слово материализм в отношении философии, как и иделализм, в этой книге не употребляется, если мне не изменяет память.
Кермит общается и с другими людьми, и говорит профессору, что многие из них недовольны жизнью. Тот объясняет, что у людей есть ипотека, и поэтому им приходится делать то, что им не нравится. Как будто это закон природы, а не реальность капитализма.
В последнем диалоге Кермит говорит, что хотела бы помочь людям справиться с проблемами вроде бедности, бездомности, войны, и уверена, что знает как, но беспокоится, что люди не захотят ее слушать. Я не знаю, какие у нее есть решения этих проблем, но думаю, что ученица такого профессора вряд ли предложит настоящее решение.
Кстати, этот профессор любитель либеральной демократии очень заботится о том, чтобы крайние взгляды были загнаны в угол и не мешали ему и ему подобным. Под такими взглядами, разумеется, он имеет в виду и социалистические. Откуда они берутся при либеральной демократии, как и фашистские, профессор не объясняет.
Книга вышла в 2023 году. Интересно, что делают сейчас студенты этого профессора, например, какие у них взгляды на сионистский геноцид в гетто Газа.
Вообще книга толстая, более 500 страниц, я ее насилу дочитал. Не рекомендую.