Все-таки, нельзя не признать, что я рада в очередной раз вернуться в ЖЖ.
Два месяца не писала почти.
Впрочем, на то были объективные причины, одна из которых - практически полное отсутствие времени на это занятие. Вернее, не могу сказать, что у меня вообще нет свободного времени - просто когда в сером контексте будней возникают изредка коротенькие периоды отдыха, я занимаюсь совершенно другими делами.
Сейчас же четыре законных выходных дня - и вот возможность набросать пару строчек все-таки появилась.
Учеба на третьем курсе идет своим чередом, хотя мне, признаться, уже осточертел тот циничный формализм, на котором зиждется наша доблестная система образования.
С одной стороны, мне по-прежнему интересно, я все так же влюблена в филологию, языки, литературу, книги...Но чем дальше, тем яснее я понимаю, что вращаться в системе прогнившей советской науки нет никакого желания.
К понятию "науки" в целом у меня неоднозначное отношение.
С одной стороны, я очень ценю и по-своему люблю научную деятельность - исследования, сбор и анализ данных, работа с книгами и научными источниками...С другой стороны, все это я просто органически не переношу, если не вижу смысла в самой работе, если мне не интересна тема и т.п.
Собственно, именно так и получилось с моей курсовой.
Не помню, писала или нет, повторюсь тогда: курсовую я хотела писать по теории перевода, а именно, по теме перевода русской поэзии и на английской.
As a result: единственный преподаватель, более-менее положительно отнесшийся к моей идее, слег в больницу на полгода, а я по недоразумению получила в качестве научрука бывшую заведующую кафедрой, которая, не дав мне толком разинуть рта, забраковала мою тему ("Ну вы понимаааете...Ну для магистерской диссертации теория перевода не актуальна..." Да КТО, КТО вообще заикался о магистерской диссертации??? Какая, к черту, магистерская диссертация???) и развернула все таким образом, что я получила в довесок в качестве курсовой - исследования дискурса американской научной периодики. Во-первых, я не просила никакого дискурса. Я вообще тематику дискурса не переношу. Равно как и американскую культуру. Во-вторых, вся эта коммуникация, журналистика, пресса и СМИ мне, мягко говоря, уже претят. В-третьих, самое главное: я не хотела писать курсовую у этой женщины!!! И ни разу ни единым словом не намекала ей о том, что я этого хочу! Так нет, "без меня меня женили", причем все мои жалкие попытки сбежать к кому-нибудь более терпимому к МОИМ интересам пошли прахом.
В итоге мы имеем:
1) курсовую, с которой воротит;
2) перспективу писать диплом по все той же теме;
3) перспективу угодить в магистратуру по языку в Самаре (в то время как я хотела либо идти в магистратуру по литературе, либо вообще поступать в неё где-нибудь в другом месте) и продолжить свое бесславное научное самоубийство.
Даром что я уже раз пять намекала, что, возможно, не хочу в магистратуру вообще - все мои намеки пропускаются мимо ушей (или эта тетка специально игнорирует их). Может, вообще стоит плюнуть на репутацию пай-девочки а-ля 19 век Джейн Остин и прямо сказать: "Знаете, я вообще-то собираюсь музыкой заниматься, а ваша научная деятельность мне интересна исключительно в том случае, если мне дадут возможность выбрать самостоятельно тему и научного руководителя. В противном случае я посылаю ваш престиж куда подальше и иду занимаюсь наконец-таки любимым делом, потому что ваша американская периодика мне до лампочки".
Как же меня порой раздражает и угнетает собственная тормознутая интеллигентность (не в обиду профессору Преображенскому и Антону Павловичу да будет сказано), которая мешает мне высказать все, что я думаю!
Ужас, просто ужас. Давно мне не было так отвратительно - не столько из-за нежелания заниматься чем-то, чем я не хочу заниматься, сколько из ощущения, что то, что меня касается напрямую, провернули за моей спиной, действуя исключительно в собственных интересах.
"Ну мне как раз нужна была студентка, которая могла бы заняться этой темой".
Низкое вам спасибо. У студентки только не спрашивали ничего.
______________________________________
Так, забуду на время об этой гадости и вспомню о чем-нибудь более приятном. О своей любимой музыке, например.
Уже месяц как я беру в ДЦМШ уроки сольфеджио - оплачиваю их своей зарплатой преподавателя РКИ. Преподаю русский по скайпу швейцарцу (с нуля) и итальянке (А2). В принципе, достаточно интересная работа, правда, все уроки приходится разрабатывать самой, сопоставляя и группируя различные фрагменты материала. Зато появилась возможность снова зарабатывать, что-то откладывая, а что-то пуская в дело, как в случае с сольфеджио.
Я не стала темнить и прямо выложила преподавательнице, что хочу получать музыкальное образование, а не просто для себя бренчать песенки. Меня приятно удивило то, с каким положительным спокойствием она к этому отнеслась: "Замечательно, значит, будем готовить вас по крайней мере для музыкального училища".
До окончания вуза - читай, до того момента, когда я наконец-то смогу в полной мере увлечься музыкой, - осталось полтора года, соответственно за это время надо нагнать то, что я упустила.
И я, безусловно, рада тому, что по сольфеджио меня достаточно нагружают - во-первых, это безумно интересно, во-вторых, мне гораздо легче становится понимать партитуры, в-третьих, я чувствую, как ускорилось развитие моего внутреннего музыкального восприятия. Музыка начинает раскрываться не просто как некая последовательность звуков - безусловно, изысканная и глубокая, таящая скрытый смысл, - но как полномасштабный и многоцветный мир. Иными словами, я понемногу учусь видеть то, чего не видела раньше. Это все равно, что перейти из двухмерного - в 3D-измерение, или начать понимать Пушкина на более глубоком уровне, разобравшись с метафористичностью его слога.
Сложно, наверное, описать, что со мной происходит. Я даже теперь слушаю музыку иначе, иначе её воспринимаю. Она преображается в поток мыслеобразов, захватывает и уносит. Непередаваемое ощущение. И думаю, тут дело не только в сольфеджио - все-таки, почти два года занятий тоже приносят свои плоды.
Но все равно этого недостаточно. Больше надо тратить времени, больше. А больше не получается из-за институтской ерунды (это я только про курсовую рассказала, а помимо неё имеются еще ОБЖ, парочка дурацких "спецкурсов", на которых нам нужно повторяют то, что мы слышали раз двести, куча никому не нужных заданий, которые надо выполнять и пр.).
Кстати, интересно, что совершенно случайно я наткнулась на две разные школы пения в музыке.
Все началось еще очень давно, когда я увлекалась исследованиями Владимира Багрунова о том, что Гарсиа-младший испортил всю мировую школу пения, издав свой труд об основах техники бельканто с ошибкой касательно положения гортани и дыхания. В общем, долгая история, кому интересно - очень рекомендую книгу "Азбука владения голосом" того же Багрунова, где он, помимо прочего, дает свою трактовку феномена Шаляпина и предлагает свой нестандартный способ научиться петь.
И еще недавно я наткнулась на интересный проект в интернете "Формула голоса" (
http://www.formulagolosa.ru/), автор которого собрал весьма научную и подробную информацию о том, каким образом возникает звук при пении и от чего он зависит. Опуская ненужные подробности, скажу, что в конце концов автор приходит к багруновскому выводу: петь надо, опуская максимально гортань (Багрунов говорит "второе горло") и не стараясь создать мощный воздушный поток. Суть в том, что именно это и являлось истинным секретом бельканто, который по версии Багрунова, был утаен Гарсиа-младшим. И в результате школы пения разделились: одни продолжили правильную классическую традицию, а другие принялись пытаться извлечь академический звук, разевая рот как можно шире (в таком положении горло не опустишь) и пыхтя, как паравозы.
И все бы ничего, только вот при подходе номер два катастрофично страдают связки - обратите внимание, были даже оперные певцы, добившиеся успеха при такой манере пения (их достаточно много), но, как правило, все они страдали впоследствии либо повреждением связок, либо раком горла, гортани и пр. Взять хотя бы Карузо, Паваротти и др. В то время как Лемешев умудрялся петь с одним (!) легким, а Шаляпин силой голоса, если верить легенде, бил стаканы.
Так что меня всегда волновала эта проблема - как петь правильно? И чуть позже, сформировав свое мнение, я не желала переходить на "неправильную" сторону и рисковать своим голосом. Когда я занималась сама, то училась как раз по методике Багрунова, и мне было необычайно комфортно петь "в прикрытой позиции" (собственно, так и называется в бельканто пение с опущенным горлом и полуприкрытым ртом). Но только совсем недавно до меня дошло, почему мы постоянно спорили с моей преподавательницей по вокалу - дело в том, что она-то как раз придерживается правил другой школы! Она постоянно требовала, чтобы я широко открывала рот, а я так уже не умею и не хочу. В результате, звук получался просто кошмарный. В то время как дома, где я была предоставлена самой себе, я всегда пела легко, без особых усилий и сама наслаждаясь тем, как это у меня получается. Кстати, то же самое на хоре - по счастью, моя милая, моя драгоценная Фея тоже придерживается классического бельканто, постоянно нам говоря: "Не надо широко раскрывать рот, пойте так, словно вы вдыхаете аромат, словно вы восхищаетесь чем-то". И ведь получалось же, всегда получалось!
А сегодня я окончательно разрешила все свои сомнения, напрямую поинтересовавшись об этом у неё.
Фея кивнула: - Да, просто разные направления.
Я: - Но ведь удобнее петь прикрытым звуком!
Фея: - Совершенно верно! Смотри, мы как иголочкой прокалываем верхнюю ноту, - по залу рассыпается её восхитительное хрустальное "соль", сопровождаемое характерным дирижерским жестом. - А когда широко раскрываешь рот, звук сразу назад, в голову идет, а не вперед. И потом еще очень фальшиво получается. Но вообще, конечно, каждый поет, как ему удобно...
Домой я уже шла счастливая от осознания того, что я была права, и что моя Фея подтвердила мои догадки :)) Плюс ко всему одна девушка, которая со мной ходит и на хор, и на вокал, подтвердила мои ощущения:
- Да у меня то же самое. Я ей (педагогу по вокалу) говорю, что мне неудобно разевать рот - нет, она требует, чтобы я это делала! У меня уже голос скоро сядет, кошмар просто.
Ну вот и результат такого подхода: севший голос говорит сам за себя.
В другое время я бы начала думать, как бы мне сменить педагога, но теперь этого делать не придется - она сама уходит в декрет, так что нам обещали в конце ноября нового преподавателя :))
Фея: - Да ты не переживай, просто с самого начала скажешь ей, как тебе комфортнее петь, и все.
Конечно, теперь-то скажу точно. Главное, что я разобралась с тем, как приятно и удобно петь лично мне и выяснила, что мой выбор, помимо прочего, считается физиологичным и безопасным.
Кстати, оговорюсь, что когда начинаешь петь правильно, ощущения просто невообразимо прекрасные. Первый раз, когда у меня получилось взять нормальный "академический" звук, я чуть не упала от сильнейшего головокружения и ощущения свободы и резонанса во всем теле. Словно удар луча в голову, световой поток. Дух захватывает. До сих пор привыкнуть не могу и вряд ли когда привыкну. Эйфория, радость, восторг, полет, жидкий свет - вот очень скудные описания.
После такого пения ходишь, не касаясь земли, летаешь просто.
Позволю тут себе процитировать отрывок из "Формулы голоса".
Автор все-таки подобрал очаровательные сравнения, трам-пам-пам! (невинно и многозначительно улыбаюсь)
" 1) Ощущение вибрираций во всём теле.
2) Ощущение облегчённости артикуляции. Она становится ясной, чёткой, лёгкой.
3) Верхние звуки становится петь приятно, к ним стремишься, их ждёшь, как праздника.
4) Обостряется слух, эмоциональное восприятие музыки.
5) Интонировать чисто становится намного легче.
6) Общее ощущение эйфории и радости, которого никогда не может быть при пении без опоры.
<...>
У разных людей в ощущениях могут быть различия, но все они будут достаточно близки к описанным.
Особо хочется сказать о том, о чём в литературе по вокалу вообще не говорится. Уровень приятных физических ощущений при пении на опоре сравним с ощущением от оргазма, которое человек испытывает при интимных отношениях. То есть, всё тело певца при пении на опоре испытывает яркие приятные ощущения, которые несравнимы более ни с чем. Те, кто поют бытовым, эстрадным, безопорным голосом не могут себе представить, насколько ощущение певческой опоры выходит за рамки всего, что человек может испытать в своей жизни. Если пение без опоры сравнить с нахождением в полностью затемнённой комнате, где едва можно различить что-нибудь, то пение на опоре - это пребывание на цветущем зелёном лугу в ясный солнечный полдень. Те, кто довольствуется в пении бытовым, эстрадным голосом, даже представить себе не смогут, какого физического удовольствия они лишены не имея певческой опоры. Знание об этих ощущениях может помочь многим, ищущим голос. Очень полезно ясно представлять себе то, к чему стремиться и что ищешь. С другой стороны, отсутствие подобных ощущений свидетельствует о том, что голос ненастроен и певческой опоры нет".
В общем, как-то так вот ;)))
Думаю, на этой позитивной ноте я закрою тему правильного пения. Она все-таки лежит в более профессиональной сфере и вряд ли заинтересует кого-то, кто не собирается заниматься вокалом. Но все же, полагаю, приведенная информация показалась хотя бы интересной и полезной для общей эрудиции :)))
В музыкальной школе сейчас уже осенние каникулы, так что следующую неделю придется обойтись без хора, на который я теперь хожу дважды в неделю. Ближе к декабрю мы будем выступать - если ничего не изменится - в кирхе, с различными произведениями духовной тематики. Так, среди них - "In stiller Nacht" Брамса, моцартовские "Ave verum corpus" и любимое "Laudate Dominum" и месса Леонарда Бернстайна "Gloria tibi". Ах да, в последнем произведении должен быть солист-тенор, чью роль на себя возьмет будущий новый преподаватель-хормейстер, который будет работать с младшим хором.
Фея (лукаво смеясь): - Ну вот, девочки, придет к нам новый преподаватель, молодой, красивый, только что Академию закончил!..
Мы переглядываемся и нервно хихикаем =))
Мне же за выходные необходимо доделать все хвосты по учебе, а именно - кучу той самой ерундени, из-за которой можно умудриться не получить нужные зачеты. За окном все еще ноябрьская погода, внезапно выпавший неделю назад снег растаял, теперь +5, сиро и уныло, но в то же время так удивительно легко и свежо.
В этот раз, пересмотрев по традиции "Сладкий ноябрь" 31 октября, я поняла, что в контексте произошедшего со мной в сентябре весьма и весьма неприятного происшествия, я и этот фильм воспринимаю куда более чутко - ведь мне теперь гораздо более понятны переживания и поступки его героев...
Все в этом мире необычайно разумно устроено, но люди, увы, так часто нарушают эту разумность.
Беру плед, чашку с чаем и "Ярмарку тщеславия" Теккерея и устраиваюсь удобно на диване...Да, зима однозначно будет долгой...